Понедельник, 11.12.2017, 14:48
Приветствую Вас, Гость

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

М.Б.Шапорева

«Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко»

г.Канск

 

 

В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я думаю, что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направлением в моей деятельности.

Цель: формирование начал экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста.

Работая по данной теме, определила для себя задачи:

  • учить детей осознавать себя частью природы;
  • формировать понимание взаимосвязи в природе;
  • воспитывать у детей активную жизненную позицию;
  • формировать умение рационально использовать природные богатства;
  • формировать у детей эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;

Особое внимание  я, уделяю воспитанию у детей наблюдательности, бережного отношения к окружающему миру, формированию представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Провожу экскурсии и походы в рощу, где происходит живое знакомство с его обитателями.  Обращаю внимание детей на пение птиц, различное звучание их голосов, веду беседы о пользе птиц, знакомлю  с их видами и повадками поведения.  Сравниваем размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит, у синички маленький и широкий клюв, а у дятла узкий и длинный. В зависимости от формы клюва птицы питаются разными видами кормов.

В группе с детьми и родителями  создали экологическую комнату, где проходятнаблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения – их форма во все сезоны не меняется. Я предлагаю детям не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани. Сравнивая растения, отмечаем их различие: у фиалок стебель тонкий, прозрачный, сочный, а листья небольшие, нежные, светло-зеленые, а у фикуса листья большие, ярко крашенные, ствол толстый, у листьев герани очень сильный запах и бархатистые, круглые листья.

В этой комнате есть все необходимое для проведения различных опытов, получая первые навыки их  проведения, дети учатся ставить себе исследовательские задачи и успешно их решать. В игровой форме дети выявляют, какими свойствами обладает вода и почва. Узнают, что вода – удивительное вещество, она может быть бесцветной, прозрачной, а может быть и цветной, из безвкусной превратится в сладкую или горькую, что почва пропускает воду, размокает и мнётся. Дети с интересом рассказывают о пользе и необходимости воды. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно.

В окрестностях ДОУ совместно с родителями расположилиогород, что создает благоприятные условия для организации экологического воспитания детей. Дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удаления сорняков. Обучая детей, простейшим приемам труда, я стараюсь объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогаю испытывать радость от хорошо выполненной работы.

Вместе с детьми создали экологическую полицию, членами которой являются сами они. У нас есть свои зелёные повязки. Это игра, но дети серьёзно относятся к правам и обязанностям. Дел немало: надо подлечить поломанное дерево, объяснить, что нельзя рвать листочки и цветы, ухожены ли грядки на огороде, насыпан ли корм зимой для птиц в кормушки.

Игра занимает огромное значение в жизни каждого ребенка. Способствует закреплению впечатлений, полученных от наблюдений, занятий, бесед и формирует эмоционально-положительное отношение к природе. В работе мне помогают такие игры, как «Найди пару», «Чей домик», «Найди маму малышу», «Накорми животное». Часто игры экологического содержания возникали по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности. Такая деятельность способствует развитию у детей воображения, творческих способностей, умению сравнивать, классифицировать, обобщать,

анализировать.

В группе провожу конкурсы для детей «Брейн - ринг», «Лучший зимний букет», «Планета наш дом». Дети принимают также участие в краевых и городских конкурсах «Зимняя планета детства», «Живи ёлочка» , с нетерпением ждут подведения итогов, испытывают гордость за свой детский сад и удовлетворение в том, что и они вложили частицу своего труда в эту победу.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью я помещаю информацию в уголки для родителей («Витамины», «Ядовитые растения леса», «Птицы – наши друзья», «Летний отдых и другие), провожу консультации на темы «Зачем детям знания по экологии?», «Научите любить животных», «Поиграем вместе», «Поиграем на кухне», «Лекарственные растения», провожу индивидуальные беседы с родителями.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы, нашли отклик в семьях воспитанников. К ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай», участие в конкурсах «Каждой пичужке по – кормушке», «Новогодний узор». Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми на природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии»).

Для отслеживания результата своей работы по этому направлению провожу педагогическую диагностику 2 раза в год.

Цель диагностики:

-в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;

-как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;

-какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

-в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых.

Результаты экологического воспитания:

 

  • дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
  • у них развита высокая творческая активность;
  • развиваются речевые навыки детей;
  • самостоятельность, инициативность;
  • дети быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
  • умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • дети очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
  • ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

 

 

Литература

1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000 г.
2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2003г.
3.Ясвин В.А. Практикум по психоэкологической диагностике экологического сознания, М., 2004г.

4. Кондратьева Н.Н. «Мы» программа экологического образования детей.Санкт –Петербург «Детство – пресс» 200г.