Четверг, 18.04.2024, 19:54
Приветствую Вас, Гость

Выступление на педсовете

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовое воспитание детей

Дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: М.Б.Шапорева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2011г.

 

 

 

Трудовая деятельность содержит в себе большие возможности для

формирования личности. Дошкольник, включаясь в элементарные трудовые

действия, приобретает навыки, разнообразные о предметах и их свойствах о

зависимости между ними, о росте и развитии растений, у ребенка

развивается умственные способности, обогащается речь. Развивается

двигательная активность.

В процессе труда у детей формируется представление об основной

цели труда - удовлетворение потребностей людей, об особенностях самой

деятельности: о необходимости прилагать усилия, о получении результата

труда как итога вложенных усилий.

В труде тетям представляется возможность продемонстрировать свои

умения среди сверстников, что имеет большое значение для старших

дошкольников, которым небезразлично их мнения о себе, а также

благоприятное положение в группе.

В практике дошкольных учреждений нужно использовать три формы

организации труда детей: поручения индивидуальные и общие, дежурства,

коллективный труд.

Наблюдения за трудом людей является одним из мощных факторов

социализации ребенка: ему становится доступным смысл моральных норм,

регулирующих отношение к труду

Трудовая деятельность, предлагаемая детям, должна быть им

интересной и привлекать процессом действий, игровыми моментами.

Дети 2-3 лет не только в игре воспроизводят трудовые действия

взрослых, но и стремятся соучаствовать в трудовом процессе взрослых, хотя

их возможности еще крайне ограничены. Они охотно выполняют самые не

сложные просьбы взрослого - принести, подержать, подать.

Труд младшего воспитателя хорошо понятен младшем ведь они тоже

участвуют в наведение порядка групповой комнате. Поэтому их легко

подключить к помощи взрослому. Дети видят, как младший воспитатель

протирает рамы, подоконники. Воспитатель предлагает детям тут же

протереть стульчики. Предложение охотно принимается. Та ким образом,

дети не только приобретают навык, но и поддерживают его в работе.

Наблюдая за уборкой участка, дети сами предлагают помощь

дворнику, Малышам дают корзинки, в которых они носят листья в определенное место. Такое посильное участие в труде взрослого оказывает влияние на поведение детей: они стараются не сорить на участке, сами начинают подметать его.

В средней группе дети могут при наблюдении за трудомвзрослых

принять более активное участие в нем: собирать и относить засохшие листья,

участвовать в сборе урожая. Дети подражают умелым действиям старших,

испытывают гордость от своего участия в общем труде.

В старших группах детям предлагается подмести участок и убрать

мусор. Немаловажно учить детей правилам пользования инвентарем

(лопатой, граблям и, носилками, метлой), тщательному выполнению

трудовых операций. После работы дети должны привести в порядок орудия

труда, почистить, вымыть, протереть и поставить на место.

Детям может быть предложено подготовить огород к посадке семян:

совместно со взрослыми перекопать грядки, разровнять землю.

Детям доступны также примеры посева крупных семян как фасоль,

горох, бобы, настурция, воспитатель заранее ставит палочки на место

каждого зернышка, дошкольникам трудно на глаз определить нужное

расстояние между ними.

Отличительной чертой этого труда является получение отдаленного

результата, когда ребенок выдергивает из грядки морковку, которую он

вырастил сам, его лицо светится от восторга и удивления. Он так долго ждал,

оранжевый плод, который можно съесть самому, подарить маму, покормить

им любимого кролика.

У детей воспитывается понимание необходимости постоянного,

систематического, правильного ухода за растущими«зелеными друзьями»,

благодаря которому появляются красивые цветы, и пушистая зелень, и

разные овощи. Именно эта радость побуждает их охотнее учится

необходимым приемам ухода за растениями, а воспитатель подчеркивает,

что дети могут сами вырастить красивые цветы и украсить ими групповую

комнату.

В дни подготовке к празднику можно убрать групповую комнату:

смастерить украшения, протереть от пыли стилажи с игрушками, кукольный

уголок, проверить и отремонтировать коробки с дидактическими играми.

В группе может быть создана «мастерская добрых дел», которая будет

выполнять заказы от других групп. Например, стирку кукольного белья для

детей младших групп, изготовление геометрических фигурдля занятий с

малышами.

Обучение навыкам ручного труда осуществляется в старших группах.

Его содержание очень разнообразно: это изготовление игрушек - самоделок

из разных материалов, и работа с тканью, древесиной, элементы ткачество,

шитья, плетения, вышивания.

В подготовительной к школе группе как вид ручного труда

организуется работа с древесиной. Этот вид деятельности привлекает своей

новизной, использованием разнообразных инструментов. Для этого возраста

доступны такие примеры работы, как распиливание, сколачивание деталей,

зачистка краев распила шкуркой. Это организовывает перечень предметов, которые могут быть изготовлены с детьми.

Для этой цели подойдет работа с небольшой группой детей на участке

детского сада. Очень полезно создать условия для того, чтобы труд с

древесиной мог быть построен в течении всего учебного года.

Работа, которую будут выполнять дети, должна быть представлена им как

важная и нужная, только в этом случае им будет понятна необходимость ее

выполнения.

 

 

 

1. По пятницам в групповых комнатах проводить генеральные уборки,

привлекая детей (уборка в игровых центрах, мытье игрушек, уборка в уголке

природы).

2.Приобрести трудовой инвентарь на группу (грабли, носилки, лопаты,

метелки).

3. Детям больше давать поручений и анализировать их (дежурство -

анализировать).

4.На родительском собрании дать родителям рекомендации по трудовому

воспитанию.