Тематическое планирование
по экологическому воспитанию
детей во второй младшей группе
(самообразование)
Воспитатель: Шапорева М.Б.
сентябрь |
№ п/п |
Тема |
Задачи |
Методы и приемы |
Литература |
1. |
«Осеняя сказка» |
Закреплять знания детей о приметах осени. Учить детей замечать красоту природных явлений. С помощью исследовательской деятельности учить различать плоды по особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха. Развивать сенсорные ощущения. Воспитывать благодарное чувство к природе. |
1. Просмотр видеозаписи – фрагмента наблюдений на прогулке.
2. П/и «Солнышко и дождик».
3. Беседа.
|
С Н Николаева «Юный эколог» |
|
2. |
«Чудо - овощи» |
Познакомить детей с плодами овощных культур. Учить описывать овощи по характерным признакам. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать благородные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожаи. |
1. Овощи: огурец, морковь, свекла, лук, чеснок.
2. Опыт «Горький – сладкий».
|
Л.В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе».
|
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Экологический мост»
|
Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами. |
Семинар – практикум
|
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №4 2012 г.
|
|
Взаимодействие с родителями |
«Анкета экологического воспитания»
|
Помочь родителям в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
|
Анкетирование
|
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №11 2011 г. Практический журнал.
|
|
октябрь |
1. |
«Угощение для дяди Федора» |
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах продукта молока. Молоко полезное, жидкое, белое. Подвести к пониманию того, что молоко может изменить вкус, цвет. Развивать желание помочь другим. Учить делать выводы. |
1. Беседа о молоеке.
2. Опыт. «Вкусное молоко для дяди Федора».
|
С Н Николаева «Юный эколог» |
2. |
«Вода вокруг нас»
|
Познакомить детей с понятием «вода». Формировать знания детей о роли воды в природе. Развивать познавательную активность детей в процессе. Воспитывать бережное отношение к природе.
|
1. Отгадывание загадок.
2. Беседа «Где есть вода?»
3. Опыт «Свойства воды».
|
О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду».
|
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Знатоки природы»
|
Выявить уровень экологической культуры педагогов. Формировать в сознании педколлектива значимости проблем экологии, понимание необходимости участия каждого в их позитивном решении. Выявить умения взаимодействовать, находить правильное решение в ответ на поставленную задачу. Формировать потребность в экологическом образовании. |
КВН
|
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №4 2012 г.
|
|
Взаимодействие с родителями |
«Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»
|
Формирование знания родителей означение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. |
Рекомендация
|
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №4 2012 г.
|
|
ноябрь |
1. |
«Насекомые» |
Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания. Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
|
1. Беседа о насекомых. 2. Просмотр презентации «Насекомые». 3. Рассматривание схемы развитие бабочки. 4. П/и. «Маленькие жители полянки». 5. Гимнастика для глаз «Бабочки». 6. Отгадывание загадок. |
О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе». |
2. |
«Кто гуляет по полянке?» |
Учить детей сравнивать растения, находить сходство и различие. Развивать речь, закреплять цвет, название домашних животных. Воспитывать бережное отношение к природе.
|
1. Чтение стихотворения «Если я сорву цветок».
2. Физкультминутка.
3. Беседа.
|
О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе». |
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Экологическое воспитание дошкольников средствами живой̆ и неживой̆ природы»
|
Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры. |
Педсовет в ДОУ |
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №11 2011 г. Практический журнал.
|
|
Взаимодействие с родителями |
«Сбережем родную природу»
|
Повышение социально - экологической культуры родителей.
|
Круглый стол
|
О.И. Давыдова, Л.Г. Богославей, А.А. Майер. Управление дошкольным образовательным учреждением «Работа с родителями в ДОУ» |
|
декабрь |
1. |
Экскурсия «Путешествие в зимний лес» |
Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах; расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям. Воспитывать интерес у детей к жизни леса. |
1. Беседа.
2. Чтение стихотворения о зиме.
3. Опыт «Определи прозрачность снега и льда».
|
А. В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»»
|
2. |
«Какие жители живут в лесу?» |
Учить различать животных, живущих в лесу. |
1. Чтения стихотворения о лесе и его обитателях.
2. Отгадывание загадок
3. Д/и «Кто где живет?»
4. Беседа.
|
С Н Николаева «Юный эколог» |
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Экологическое воспитание средствами живой природы»
|
Повысить уровень экологического воспитания детей в ДОУ |
Круглый стол |
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №4 2012 г.
|
|
Взаимодействие с родителями |
«Путешествие в зимний лес»
|
Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
|
Совместная экскурсия детей и родителей
|
О.И. Давыдова, Л.Г. Богославей, А.А. Майер. Управление дошкольным образовательным учреждением «Работа с родителями в ДОУ» |
|
январь |
1. |
«Угощение для дяди Федора» |
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах продукта молока. Подвести к пониманию того, что молоко может изменить вкус, цвет. Развивать желание помочь другим. Учить делать выводы.
|
1. Беседа о молоеке.
2. Опыт. «Вкусное молоко для дяди Федора».
|
С Н Николаева «Юный эколог» |
2. |
«В гостях у бабушки» |
Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным. |
1. Беседа о животных. 2. Разучивание потешки «Ладушки». 3. Чтение потешек «Курочка-рябушечка», «Кисонька-мурысонька», «Жили у бабуси…». 4. Лепка «Колобок», «Подарок любимому щенку (котенку)». 5. Рассматривание картин из серии «Домашние животные».
|
«Мы» Программа экологического образования детей Н.Н. Кондратьева |
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Экологическое воспитание дошкольников»
|
Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры. |
Деловая игра.
|
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №4 2012 г.
|
|
Взаимодействие с родителями |
«Природа и нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
|
Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
|
Беседа за круглым столом (консультация)
|
О.И. Давыдова, Л.Г. Богославей, А.А. Майер. Управление дошкольным образовательным учреждением «Работа с родителями в ДОУ» |
|
февраль |
1. |
«Лесные чудеса» |
Формировать у детей представления о диких животных, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни. Познакомить детей со свойствами и качествами льда. Учить изображать бусы ватными палочками. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
|
1. Упражнение «Зайкин хвост».
2. Игра с пальчиками«Белочка».
3. Рисование «Бусы».
|
С Н Николаева «Юный эколог» |
2. |
«Рассматривание снегиря» |
Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытое перьями, две ноги), сравнивать, выделять контрастные признаки различия и некоторого сходства. Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.
|
1.Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать, почувствовать, как она нагревается. 2. Опыт:внести сосульку в теплое помещение и посмотреть, как она будет таять. |
А. В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»»
|
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Экологический КВН»
|
Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Уточнить и углубить знания педагогов по экологии, экологическому воспитанию. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей. |
КВН
|
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №4 2012 г.
|
|
Взаимодействие с родителями |
«Восприятию красоты окружающего мира природы»
|
Формировать у родителей эстетическое отношение к природе.
|
Консультация
|
О.И. Давыдова, Л.Г. Богославей, А.А. Майер. Управление дошкольным образовательным учреждением «Работа с родителями в ДОУ» |
|
|
|
|
|
|
|
март |
1. |
«Вот какие птички, птички – невелички» |
Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Развивать интерес к жизни птиц. Учить понимать образный смысл загадок. |
1. Д/и «Доскажи предложение». 2. Д/и. «Назови кого не стало». 3. Отгадывание загадок. 4. П/ и. «Найди волшебную шапочку». 5. Игровое упражнение «Найди свое гнездо».
|
С Н Николаева «Юный эколог» |
2. |
«Сравнение вороны со снегирем» |
Закрепить знание детей о вороне и снегире. Учить сравнивать двух птиц, находя признаки отличия и сходства. Воспитывать познавательный интерес к птицам. Формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней больше, стало намного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед). |
1. Опыт: температура в тени и на солнце. 2. Опыт «Цветная водичка». (состояние воды) 3. Наблюдение за воробьями: чирикают веселее, рассказать детям что воробьи скоро будут вить гнездышки. |
«Мы» Программа экологического образования детей Н.Н. Кондратьева |
|
Взаимодействие с воспитателями |
|
Повысить компетентность педагогов вэкологическом воспитании дошкольников. Систематизировать работу поэкологическому воспитанию, установить взаимодействие специалистови воспитателейДОУ по данной теме. Развивать творческий потенциал педагогов. |
Семинар-практикум |
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №11 2011 г. Практический журнал.
|
|
Взаимодействие с родителями |
«Приобщения детей к природе»
|
Формирование усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
|
Консультация
|
О.И. Давыдова, Л.Г. Богославей, А.А. Майер. Управление дошкольным образовательным учреждением «Работа с родителями в ДОУ» |
|
апрель |
1. |
«Посадка цветочной рассады» |
Формировать представление детей о потребностях растений в земле. Закреплять умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты. Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.
|
Экологические игры. «Кто во что одет», «Кто где живет», «Где спряталась рыбка».
|
А. В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»» |
2. |
«Как помочь растению» |
Учить применять знания о растении как живом существе. Развивать у детей умения поливать растения, используя для этого модель трудового процесса. Воспитывать умение устанавливать связи между состоянием растения и его потребностью во влаги.
|
1. Рассматривание растения. 2. Д/и. «Угадай растение по описанию» (бальзамин, фикус).
2. Опыт «Как растение питается».
|
А. В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»»
|
|
Взаимодействие с воспитателями |
|
Расширение знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста Формирование представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником. Уточнение знания педагогов о наполняемости уголков, центров экспериментальной деятельности. |
Консультация |
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №11 2011 г. Практический журнал.
|
|
Взаимодействие с родителями |
«Воспитание любви к природе»
|
Повышение педагогической культуры родителей, выработка правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, создание для детей более благоприятной обстановки в семье.
|
Консультация
|
О.И. Давыдова, Л.Г. Богославей, А.А. Майер. Управление дошкольным образовательным учреждением «Работа с родителями в ДОУ» |
|
май |
1. |
«В тёплый солнечный денёк золотой расцвёл цветок» |
Познакомить детей с новым весенним цветком –одуванчиком, его особенностями и строением. Учить рисовать одуванчик методом тычка. Развивать мышление. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение. |
1. Д/и «Одуванчик».
2. Пальчиковая гимнастика «Цветок».
3. Беседа.
|
А. В. Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»»
|
2. |
«Сравнение одуванчика и тюльпана» |
Учить детей называть и различать первоцветы. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Закреплять умение правильно называть основные части растения. Вызывать радость от красоты растений. Воспитывать бережное отношение. |
1. Экологические игры. «Найди дерево по описанию», «Чья эта тень», «Собери цветок из частей», «Кто где живет». 2. Опыт «Намочить песок и наблюдать с детьми как он сохнет на солнце». 3. Чтение худ. литературы. Александрова «Одуванчик», С. Маршак «Радуга –дуга», И. Бунин «Ясным утром», К. Д. Ушинский «Пчелки на разведках». Загадки. |
«Мы» Программа экологического образования детей Н.Н. Кондратьева |
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»
|
Повысить степень профессионализма воспитателей в осуществлении экологического образования. |
Мозговой штурм |
«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №11 2011 г. Практический журнал.
|
|
Взаимодействие с родителями |
«Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»
|
Познакомить родителей с влиянием природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней.
|
Консультация
|
О.И. Давыдова, Л.Г. Богославей, А.А. Майер. Управление дошкольным образовательным учреждением «Работа с родителями в ДОУ» |