Понедельник, 11.12.2017, 14:48
Приветствую Вас, Гость

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко»

Волго-Донская ул., д 11 Канск 663604 тел (39161) 3-87-05

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Интерактивные игры с тревожными детьми старшего дошкольного возраста » Путешествие на остров хорошего настроения»

 

 

Авторы: КРОО «Институт семьи» г. Красноярск
           Ведущий специалист И.Г.Гагаркина

 

 

Адаптация Бурдиной Т.В.

Педагог-психолог МБДОУ№ 27

 

 

 

 

г.Канск  2014 г

Пояснительная записка

Цель проекта: помощь тревожным детям старшего дошкольного возраста в снижении остроты проблемных переживаний.

Задачи:

-повысить самооценку,

-обучить управлять своими переживаниями ,

-учить умению расслабляться,

-учить доверять друг другу и работать в команде.

Актуальность

В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет; трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.

Формулировка проблемы в организации

Текущая ситуация в организации –повышение тревожности и снижение активности у детей старшого дошкольного возраста. Анкетирование воспитателей, родителей, диагностика детей показали высокий уровень тревожности у 12 детей , у 10 средний уровень тревожности и только у 5 низкий уровень тревожности из 27 воспитанников подготовительной к школе группы. Для решения текущей ситуации был разработан проект «Интерактивные игры с тревожными детьми старшего дошкольного возраста» «Путешествие на остров хорошего настроения»

Предполагаемый результат реализации проекта

В результате  реализации проекта планируется  помочь  тревожным детям снизить остроту проблемных переживаний,  повысить самооценку, обучить управлять своими переживаниями, умению расслабляться. Если проект не будет реализован , то результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления детей в школе, которые принято называть школьной  дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. Для педагогов и родителей были разработаны рекомендации, проведены групповые и индивидуальные консультации.

Сроки, необходимые для достижения предполагаемого  результата :

с 1 апреля по 30 мая 2015 г.

 

 

 

 

 

 

Резюме проекта

Программа состоит из 7 коррекционно-развивающих  занятий, включающих интерактивные игры с тревожными детьми. Занятие проводится один раз в неделю,  40-60 мин.

Каждое занятие включает в себя:

1) дыхательные упражнения, при выполнении которых кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы,  сердечно-сосудистой  системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения, с помощью этих упражнений группа настраивается на рабочий лад.

(Игра «Корабль и ветер», Игра «Надуваем шарик»)

2) сеансы расслабления (релаксация «Маленький пушистый зверек», релаксация «Водопад», релаксация «Путешествие на теплом облаке» и др.);

3) игры для повышения самооценки ( «Похвала», «За что меня любит мама», «Зеркало», «Серебренное копытце»  и др.)

4) игры на снятие мышечных зажимов («Взаимомассаж», Ритмотерапия «Барабаним на здоровье», «Руки» и др.)

5) игры способствующие  разрядке  гнева и стресса( «Обзывалки», «Драка» )

6) упражнения которые помогут восстановить или улучшить работу мозга и тела , способствующие  ак­тивизации баланса вестибулярной системы; раз­витию координации и осознания пространства, улучшению слуха, зрения; развитию языкового и речевого центров мозга, крупной и мелкой мото­рики, а также целостного восприятия мира (« Перекрестные шаги», «Параллельные шаги» и др)

7) игры, учащие  доверять друг другу и работать в команде («Слепой и поводырь», «Гусеница», «Неваляшка» «Скалолаз», «Слепой танец» и др.)

    Подбор упражнений и игр производился на основании оценки нейропсихологических и нейрофизиологических особенностях детей старшего дошкольного возраста, что необходимо для эффективного участия психологической службы в реализации ФГОС

В своем проекте я применяю метод интерактивной игры, который соответствует требованиям ФГОС.

Интерактивная игра – это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью изменения индивидуальной модели поведения. То есть, это такие методы, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса, либо явившееся его результатом.

 

 

 

 

Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на остров хорошего настроения»

 

Занятие №1

Цель: снизить остроту проблемных пережива­ний.

Задачи:

Развивать навык конструктивного общения.

Снять зажимы посредством взаимомассажа и приемов расслабления.

Учиться управлять собственными эмоциями, повышать самооценку.

Ход занятия.

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня пси­хологический час игры проведу с вами я. При этом мы будем учиться быть одной командой. Любая встреча предполагает следование определенным правилам. Наша встреча не будет исключением. Вы знаете, что такое правила поведения? Хо­рошо. У меня список правил, с которым мы сей­час и ознакомимся.

Правила группы в интерактивных играх:

1.     Мы - команда.

2.     Мы уважаем друг друга.

3.     Когда говорит один - все слушают, не пере­бивая.

4.     Мы умеем слушать.

5.     Мы обходимся без критики.

6.     Мы поддерживаем друг друга, если что-то не получается.

7.     Мы обходимся без ссор.

8.     Обсуждать происходящее в группе за ее пре­делами запрещается.

Какое мнение вы хотите выразить относитель­но прочитанных правил? Может, кто-то хочет до­полнить их своими замечаниями, дополнениями? (Заслушиваются мнения ребят).

Итак, мы отправляемся в путь на «Остров хо­рошего настроения». Давайте надуем паруса во­ображаемого корабля, который уже стоит у вооб­ражаемого причала.

Игра «Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад.

Представьте себе, что наш корабль уже у при­чала. Но нет ветра, и поэтому паруса опущены. Давайте поможем надуть паруса, пригласив на помощь ветер. Вдохните в себя глубже воздух, сильно втяните щеки... Пауза. А теперь шумно выдохните через рот воздух, который наполнит паруса. Попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер. Еще раз пробуем наполнить паруса. Упражнение выполняется 3 раза.

Психолог:  Молодцы. У вас отлично получилось. Теперь мы готовы к путешествию на «Остров хо­рошего настроения».

Итак, команда, прошу построиться одним об­щим кругом.

Психолог. А теперь, ребята, будем здороваться с каждым участником команды.

Игра «Приветствие»

Цель: Создать позитивное настроение, снять напряжение во взаимодействии.

Психолог: Сначала построим 2 круга: внутрен­ний и внешний. Для этого нам нужно разбиться на пары.

Игра «Пчёлки»

Цель: уметь взаимодействовать для успеха об­щего дела.

Представьте, что вы - пчелки, которые разле­телись по всей полянке. Разлетайтесь. Но одной пчелке скучно, и каждая решается найти себе пару. Давайте зажужжим, как пчелки, закроем глаза и будем передвигаться по комнате с закры­тыми глазами, а руки помогут вам найти пару. С кем пчёлка столкнулась, с тем она и образовала пару. Пара пчёлок становится в круг. Одна пчёлка образует внешний круг, а другая - внутренний.А теперь повернемся друг к другу левым пле­чом и под музыку пойдем друг за другом. По хлоп­ку останавливаемся и здороваемся сначала пра­вой рукой, потом левой рукой и, наконец, обеими руками.

После этого движения идем под музыку, а по­сле хлопка останавливаемся и поглаживаем сна­чала правое плечо соседа, потом левое плечо со­седа и, наконец, оба плеча соседа.Идем по кругу. Хлопок! Здороваемся спинка­ми. Идем по кругу. Хлопок! Здороваемся сначала  правым коленочком, потом левым и двумя коленочками.Попробуем! Репетиция. А теперь на полном серьезе! Начали!

Итак, команда, прошу построиться одним об­щим кругом.

Игра «Взаимомассаж»

Цель: Снять мышечных зажимы, уметь взаимо­действовать в группе.

На палубе нашего воображаемого корабля  прохладный ветер, и нам необходи­мо согреться. Разбейтесь в группы по 3 человека. Для этого нужно вытянуть у меня из мешочка гео­метрическую фигурку и найти точно такую же. Дети вытаскивают круг, квадрат, треугольник.

В тройках два ребенка будут массажировать шею, плечи, руки, живот, ноги, стоящему в цен­тре, расположившись один справа, другой - слева. Через минутку ребята меняются местами и масса­жируют того, кто не принимал еще эту процеду­ру. Так массаж получает каждый.

Психолог просит высказать ощущения, чувства во время массажа.

Психолог:Пока здоровались и согревались корабль уже подплыл к « Острову хорошего настроения» .

В роли гостя вы должны за 5 минут рас­сказать о себе самое лучшее: что вы умеете, что у вас получается, каким интересным делом вы занимаетесь, за что вас любят близкие и друзья. Рассказать как вы однажды здорово выполнили какое-то действие или совершили какой-то позитивный поступок, т.е. то, чем можно хвалиться.

Игра «Похвала»

Цель: игра способствует повышению самооцен­ки ребенка, повышает его значимость в коллекти­ве.

Все сидят в кругу и рассказывают о себе.

Психологв заключение игры говорит о том, что каждый ребенок обладает какими - либо таланта­ми, но для того чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас. Как повлиял рассказ о себе и заслушивание других рассказов на ваше настроение?

Психолог: Насколько мы внимательны друг к другу - покажет наша следующая игра.

Игра «Угадай своего товарища»

Цель: развитие тактильной памяти, получение положительных эмоций.

Надо завязать одному или двум игрокам глаза и подводить к ним по одному ребенку. Задача: на ощупь угадать, кто перед ребенком.

Обсудить ощущения тех, кто определял одно­классника, и кого пытались назвать.

Психолог: Итак, мы  на «Острове  хо­рошего настроения».

Здесь никто никогда не ругается, не дерется. И даже самые отъявленные грубияны и драчуны в волшебной комнате быстро перевоспитывают­ся.

Игра «Обзывалки»

Цель игры: способствовать разрядке гнева, поведенческих проблем при помощи вербальных средств, учиться не обижаться друг на друга, на­ходить компромисс в конфликтной ситуации.

Содержание. Дети садятся в круг. Психолог объясняет правила игры: "Мы сейчас будем обзы­ваться, но только вместо известных оскорбитель­ных слов называем какой-нибудь овощ, например: «А ты - капуста!» Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов: «А ты...». Играем в бы­стром темпе.

В заключительном круге играющие, обязатель­но говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты - моя радость!»

Обсуждение игры. В ходе обсуждения делает­ся вывод, что эта игра способствует решению не только поведенческих проблем, но и учит класси­фикации предметов, т.к. можно называть дере­вья, фрукты, грибы, цветы. Полезна она и обид­чивым, тревожным детям и агрессивным.

Игра «Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. (Полезно тревожным и агрессивным детям).

Содержание: Представьте, что вы с другом по­ссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдох­ните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь: а может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук! Почувствовали облегче­ние?

Психолог: Вот мы и вышли из волшебной ком­наты. И нам пора на воздушный корабль, кото­рый умчит нас домой.

Релаксация. Рассаживайтесь по местам на палубе корабля (можно сесть на пол). Сядьте по­удобнее, чтобы не мешать друг другу. Положите руки на колени, соединив ладошки вместе. Пред­ставьте, что в руках у вас маленький пушистый зверек. Это может быть котенок, щенок, птичка. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы ста­райтесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легкими дви­жениями больших пальцев. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыб­нитесь ему... Почувствуйте, как его дыхание ста­новится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно перело­жите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами, убедитесь, что зверек в полной без­опасности. Улыбнитесь ему еще раз. Теперь мож­но открыть глаза.

Обсуждение. Что вы чувствовали, выполняя это упражнение? Трудно ли было сидеть непод­вижно?

Рефлексия. Коллективное обсуждение в общем кругу.

Итак, наше занятие подошло к концу. Прошу вас поделиться своими впечатлениями, тем, что наша встреча дала каждому из вас, как вы себя чувствовали во время встречи? Удалось ли взять с собой с острова хорошее настроение?

 

Занятие N° 2

Цель: понизить уровень тревожно­сти, повысить самооценку, расслабить мышечные зажимы.

Психолог: Здравствуйте, моя дружная коман­да. Давайте вспомним, что мы делали на преды­дущей встрече.

Приветствие:

Давайте дружно поздороваемся. Встаньте в круг. Рассчитайтесь на первый - второй. Первый остается на месте, а второй переходит во вну­тренний круг. Становимся левым плечом к соседу и начинаем движение под музыку. Хлопок! Оста­навливаемся. Здороваемся правой рукой, а левой гладим плечо соседа, потом здороваемся левой ру­кой, а правой гладим плечо соседа. Репетируем! А теперь повторяем еще раз. Снова идем по кру­гу. Хлопок! Останавливаемся и здороваемся спин­ками. Снова идем по кругу! Останавливаемся и здороваемся сначала левым коленочком, а потом правым коленочком, а потом обеими коленочками.

Наша команда в сборе, и прежде чем отправ­ляться на «Остров хорошего настроения», мы вспомним правила поведения. Может, кто-то их запомнил уже?

Повторение правил встречи.

Правила группы в интерактивных играх:

-Мы - команда.

-Мы уважаем друг друга.

-Когда говорит один - другой не перебивает.

-Мы умеем слушать.

-Мы не критикуем.

-Мы поддерживаем друг друга, если что-то не получается.

-Мы не ссоримся.

- Обсуждать происходящее в группе за ее пре­делами запрещается.

Наш корабль стоит уже у пристани и ждет сво­их пассажиров. Сегодня мы украсим корабль раз­ноцветными шарами. Но их надо старательно на­дуть.

Игра «Надуваем шарик»

Шарики, которыми мы украсим корабль, долж­ны быть наполнены нашей радостью. Поэтому сначала закройте глаза, представьте что-то хоро­шее, что было в вашей жизни, приятное. Улыбни­тесь. А теперь надуваем шарик. Глубоко вдохнем, пауза, и с силой выдыхаем. Повторим так 3 раза. А теперь отправляемся в плавание.

Игра «Взаимомассаж»

Цель: Снять мышечных зажимы, уметь взаимо­действовать в группе.

На палубе прохладный ветер, и нам необходи­мо согреться. Разбейтесь на пары кто с кем желает В своих парах вы будете по очереди   массажировать шею, плечи, руки, живот, ноги своему товарищу .Через минутку ребята меняются местами Так массаж получает каждый.

Психолог просит высказать ощущения, чувства во время массажа.

Беседа о страхах

Сегодня я хочу поговорить с вами о страхах. Все - взрослые и дети чего-нибудь боятся. Я бо­юсь высокой скорости машины, воды в реке, по­тому что не умею плавать. А вы кого и чего бои­тесь?

Рисование страха

Мы уже приплыли и будем на «Острове хоро­шего настроения» учиться избавляться от страха.

Нарисуйте, кого или что вы боитесь. Когда вы нарисуете свой страх, тогда не будете его больше бояться, мы от него избавимся, он навсегда по­кинет нас. Рисуем и говорим: «Раз, два, три! мой страх замри, из листка не выходи!» А теперь от­дайте  свой страх мне. Психолог обязательно говорит: «Я забираю твой страх. Он к тебе больше не вернется».

(Можно предложить детям разорвать свой страх и смыть мелкие кусочки бумаги, можно пойти и выбросить в мусорный бак или выйти на улицу и сжечь его.)

Упражнение «Параллельные шаги»

Цель: разъединить мысль и движение и дать потом возможность сосредоточиться на мысли, обдумать свои дальнейшие действия и потребно­сти. Фиксировать конкретные фрагменты при­нимаемых мозгом программ, подвести черту под завершенным действием, материализовать осоз­нанно или неосознанно его в информационные единицы памяти и отложить в структурах мозга. Снять физиологический стресс.

Ход упражнения. Встать прямо, руки вдоль бедер. Голова ровно. Глазами водите по кругу. 1. Поднимите правую руку и правую ногу, согну­тую в колене, одновременно. Затем одновременно опустите.

2. Поднимите левую руку и левую ногу, согну­тую в колене, одновременно. Затем одновременно опустите. Повторите упражнение 10-30 раз.

Работа с рисунком «Страх» по методике Н. Алек­сандровой.

Ход работы. На отдельных листах бумаги от­ксерокопировано слово «Страх» таким образом, что буквы расположены по диагонали из верхнего левого угла в нижний правый угол. Первая буква в слове самая большая, последующие - уменьша­ются и последняя - самая маленькая. Каждая бук­ва к тому же обведена окружностью.

Задание для ребят: рисунок необходимо рас­красить следующим образом: буквы одним цве­том, круги - другим. Раскрашивать нужно по­следовательно, начиная с первой буквы, что даст возможность снизить бессознательное отношение к страху.

Расшифровку цветов по первым трем буквам делают по негативной версии, как перемещение на последние позиции ряда, крути расшифровы­вают по позитивной версии. Две последние буквы и круги - снова по негативной версии - переме­щение на последние позиции. Таким образом, 2 последние буквы - это основа страха.

Упражнение «Руки»

Цель: закрепить осознание уходящей тревоги, восстановить внутреннюю гармонию.

Мы много рисовали сегодня, дадим отдохнуть нашим рукам. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь предста­вить себе, что все страхи, вся лень, вся тревож­ность «вытекает» из кистей рук в землю. Вот она струится от головы к плечам, перетекает по пред­плечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете те­плую тяжесть, скользящую по вашим рукам. По­сидите так минуты 2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своих неприятностей.

Упражнение «Неваляшка» 

Цель: овладение методами саморегуляции,  развитие уверенности в себе.

Необходимое количество участников трое. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Предупреждение: Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

Игра "Слепой и поводырь"

Цель. Развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Дети могут оставаться в парах, на которые они разбились в предыдущей игре, или образовать новые. Один - "слепой", другой - его "поводырь", который должен провести "слепого" через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У "слепого" завязаны глаза. Цель "поводыря" - провести "слепого" так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

Обсуждение

Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время двух последних игр. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно, если "нет", то почему?

Релаксация «Водопад»

Цель: расслабиться, снять мышечное напряже­ние.

Сядьте удобнее и закройте глаза, 2-3 раза глу­боко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды вниз падает мяг­кий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове...Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает вам стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становит­ся мягкой и расслабленной. Свет течет по вашей груди, животу. Вы чувствуете, как и они рассла­бляются и вы сами, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам чувствовать себя расслабленно и комфортно.

Свет течет также по вашим рукам, ладоням, пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони ста­новятся все мягче и расслабленнее. Свет течет по ногам, опускается к вашим ступням. Вы чув­ствуете, как и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вздохом и выдохом, все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами...

Процесс расслабления длится 30 секунд.Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потя­нитесь, выпрямьтесь и откройте глаза...

Игра «Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы туловища, повысить самооценку.

“Давайте поставим маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне (С. Маршак).

Сначала будем поворачивать туловище впра­во-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” - резко наклоняем корпус тела вниз. Итак, репети­руем... А теперь выступаем. (Закончить выступле­ние аплодисментами).

Психолог: А вы оказывается великолепные ак­теры! Ваш мини спектакль прошел на ура!

Наша встреча подходит к концу.

Игра «Серебряное копытце»

Цель: способствовать снятию зажимов, повы­шению самооценки.

Инструкция. Представь себе, что ты красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке - серебряное копытце. Как только ты 3 раза стук­нешь копытцем по земле, появятся серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой появляющейся монетой ты становишься добрее и ласковее, смелее и мудрее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют эту доброту, тепло, ласку смелость и мудрость, исходящую от тебя! Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.

Рефлексия. Итак, наше занятие подошло к кон­цу, но прежде чем расстаться, мы поделимся сво­ими впечатлениями от встречи: что эта встреча дала каждому из вас? Удалось ли взять с собой с острова хорошее настроение?

 

 

Занятие №3

Цель: способствовать снятию психологического и мышечного напряжения, способствовать повы­шению самооценки.

Приветствие. Рада вас всех видеть. Мы сно­ва работаем вместе, и нам надо вспомнить наши правила. А теперь приветствуем, друг друга: вста­нем и пойдем в свободном движении по комнате. Ваша задача - поздороваться как можно с боль­шим количеством человек и пожелать что-то при­ятное. Самому же постараться запомнить, с кем здоровались и что вам пожелали друзья. Обсуж­дение количества рукопожатий и припоминание пожеланий своих и друзей.

Ритуал встреч - упражнения на дыхание

Цель: Снизить эмоциональное напряжение.

Итак, мы снова отправляемся в путешествие на «Остров хорошего настроения». Вдохнем глубо­ко позитивное, доброе, светлое. Пауза. Пусть оста­нется воздух радости в вашем теле. Выдох. Вы­дыхаем все плохое, безрадостное. Еще раз: вдох - пауза - выдох. И последний раз.

Игра «Кораблик на речке»

Цель: способствовать спокойной, доверитель­ной атмосфере в группе.

Психолог. Постройтесь по парам, как обычно вы строитесь для игры в ручеек. Повернитесь лицом друг к другу. Вы - бе­рега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут кораблики. Один из желающих должен проплыть по реке. Он сам решит, как будет двигаться: бы­стро или медленно.

Участники игры - берега - помогают руками, ласковыми прикосновениями. Кораблик сам вы­бирает себе путь: он может плыть прямо, может крутиться, поворачиваться назад. Когда кораблик проплывет весь путь, он становится краешком бе­рега и встает рядом с другими. В это время начи­нает движение следующий кораблик. Первый раз упражнение выполняем с открытыми глазами, а второй - с закрытыми глазами.

Обсуждение. Участники делятся своими ощу­щениями, возникшими у них во время плавания, описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало обрести спокойствие во время выполнения задания.

На «Острове хорошего настроения» нас уже ждут. Установлены микрофоны. Все хотят знать о вас больше. Все здесь уже любят вашу дружную команду.

Игра "За что меня любит мама"

Цель: игра способствует повышению самооцен­ки ребенка, повышает его значимость в коллекти­ве

Дети сидят в кругу каждый из вас  по очереди скажет  всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь.

Обсуждение: приятно ли вам  было, что другие дети запомнили вашу  информацию.?  Надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

А мамы вас любят просто за то , что вы есть.

Игра "Слепой танец"

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
"Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами..

Игра "Гусеница"

Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".(Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".)

Релаксация «Путешествие на теплом облаке»

Цель игры - медитации: помочь расслабиться не только мышцами, но и душой, уносясь мысля­ми в заоблачные дали.

Сядьте удобно. Вдохните и выдохните, вдох­ните и выдохните, вдохните и выдохните.Закройте глаза. Представьте себе, что вы играете на зеленой полянке с сочной травкой и веселыми цветами. Вверху над вами синее-синее небо, по которому неторопливо плывут легкие, мягкие, белые облака. Вдруг одно пушистое облако приблизилось прямо к вам, совсем-совсем близко. И вдруг вы видите, что оно машет вам, приглашает сесть на него. Вы принимаете это приглашение и осторожно сади­тесь на мягкое, пушистое, теплое облако. Устра­ивайтесь поудобнее. Ах, как здесь мягко и уютно! Куда же мы полетим? На­верно, надо подумать о месте, где тебе всегда хо­рошо. Подумай о таком месте. Облако стало двигаться. Вот уже и полянка ка­жется крошечной, даже стаи птиц остались внизу. Облако устремляется на землю. Оно опустило вас в то место, где вы спокойны и счастливы, где вам очень хорошо Посмотри вни­мательно. Какой чистый воздух вокруг! Вы слы­шите приятные звуки. Вы видите очаровательных и ласковых животных, которых можно гладить. Побудь в этом месте еще немного, пока я посчитаю до де­сяти. 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10. Ну вот, нам пора воз­вращаться. Залезай на свое мягкое пушистое об­лако. И мы снова летим по синему небу. И уже показалась наша полянка. Облако раскачивается, будто машет тебе на прощание. Поблагодари облако за чудес­ную прогулку и помаши ему рукой. Оно медленно уплывает вдаль. Когда я посчитаю до 5, оно мед­ленно растворится в небе, а вы откроете глаза.

Поделитесь своими впечатлениями от путеше­ствия на облаке. Приятно ли было плавать на об­лаке? Какое место вы себе представляли? Каким оно было? Как вы себя там чувствовали? Суще­ствует ли это место на самом деле или оно полно­стью создано воображением?

Примечание. Отнеситесь к рассказу ребенка внимательно. В нем может быть важная инфор­мация для дальнейшей коррекционной работы.

Рефлексия по занятию. Что сегодня мы взяли с собой с «Острова хорошего настроения»? Что понравилось, что хотелось бы добавить или изме­нить?

Занятие №4

Цель: создать у дошкольников  мотивацию на само­познание, способствовать развитию самопозна­ния, рефлексии и уверенности в себе, в своем бу­дущем.

Приветствие.

Цель: учиться управлять своим поведением.

Участники выстраиваются в круг, и психолог приглашает сегодня поздороваться с разным чув­ствами: с чувством гнева, страха, радости, удив­ления. Повернитесь к соседу справа, потом к со­седу слева и произнесите первое приветствие на слоги «бара - бара» с чувством гнева, потом с чув­ством страха «бази-бази», с чувством удивления «удо-удо», с чувством радости «ра-ра». Какое при­ветствие понравилось больше? Почему? Будем же приветствовать друг друга и всякий новый день улыбками. А теперь с улыбкой выполним уже из­вестное нам упражнение.

Игра «Корабль и ветер» -традиционно упражнение на дыхание.

Игра «Параллельные шаги»

Цель: снять физиологический стресс.

Наше приветствие продолжается, и следую­щим приветственным движением станут парал­лельные шаги. Поднимаем согнутую в колене ногу одновременно с высоко поднятой рукой и также одновременно опускаем: сначала правой, а потом левой. Повторяем 20 раз.

Психолог: Ну а теперь надуваем паруса нашего корабля и - в путь на «Остров хорошего настрое­ния».

Психолог: Сегодня наш корабль остановился у самых скал. Необходимо каждому преодолеть эти скалы.

Игра «Скалолаз»

Цель: развитие доверия друг к другу, тесный тактильный контакт.

Поставить детей в линию плечом к плечу. Так вы изображаете скалу. Ноги на одной линии. Это край скалы. В скале могут быть выступы - вытя­нутые руки, которые мешают движению. Один из детей будет скалолазом. Ему необходимо пройти по краю скалы, преодолевая все препятствия от начала до конца. Дети из линии не должны помо­гать ему, поддерживать, но он может держаться за них. Пройдя через скалу, он становится край­ним и превращается в скалу, а скалолазом стано­вится следующий ребенок. Скалолазами должны побывать все. (После упражнения необходимо по­говорить про ощущения детей, обсудить их).

Упражнение «Мой образ»

Цель: формировать образ своего «Я».

Психолог: Предлагаю в группах составить  ха­рактеристики личности.

Необходимо продолжить предложения  о себе  3 предложения:

- Я думаю, что я...

- Другие считают, что я...

- Мне хочется быть...

Упражнение «Вот я какой! Угадали?»

Ребята  описывают кого-то из товарищей своей группы  его  ув­лечения, качества  личности Ребятам необходимо при озвучивании характеристики  узнать, чья она.

Обсуждение. Какие испытывали трудности? Кого трудней оценивать - себя или других. Многие из вас сегодня называли не раз качества успеш­ной личности. А давайте мы вырастим успех, что­бы его было у нас много.

Проективная методика Н. Александровой «Успех»

Цель: формирование позитивной линии жиз­ни.

Ребятам раздается лист размером А4. На нем написано с левого нижнего угла в верхний правый угол слово «Успех», где каждая последующая буква увеличивается в размере, тем самым увеличивая его в собственной жизни. Каждая буква этого сло­ва находится в окружности. Буквы окружности ребенок закрашивает разным цветом. Раскраши­вать необходимо с первой буквы последовательно. Тестирование тревожности-успешности. Первые 3 буквы надо тестировать как перемещение на последние позиции ряда цвета (негативная вер­сия), круг - как приоритет (позитивная версия). Две последние буквы и круги - как п