Занятие № 7
Цель: создать позитивное отношение друг к другу, к совместным действиям, закрепить положительные эмоциональные переживания. Гуманизировать психологическую атмосферу, психологически раскрепоститься.
Психолог (мягким, добрым голосом): Сегодня наша встреча последняя, и мы может многое сказать друг другу, что не удалось, может быть, выразить на предыдущих занятиях, поэтому я открываю наше занятие «Приглашением ...»
«Приглашение» - это возможность сказать, кого бы ты хотел пригласить к себе на чай, в театр, к совместной работе, о чем поговорить, что услышать в ответ. Чашка, которую вы будете передавать - это знак вашей симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера, благодарность за интерес к вашей личности. Чайная чашка пуста, и поэтому мы не будем вести разговор о продуктах, угощениях, сластях. Мы будем говорить лишь про общение. Условие игры: никого нельзя обидеть, нельзя грубо произнести приглашение, следует продумать обращение, мотивировку.
Упражнения «Как психологически справиться с тревогой и волнением»
Цель: моделировать уменьшение чувства тревожности в стрессовых ситуациях.
Психолог.Все люди чего-то боятся. И в этом нет ничего постыдного. Главное - в тревожных ситуациях надо знать, как себе помочь. Что же делать, чтобы научиться держать себя под контролем и быстро избавляться от тревоги?
Во-первых, обязательно к такой ситуации готовиться заранее. Для этого я научу вас выполнять несколько простых упражнений.
Упражнение 1.
Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая. Руки лежат на коленях. Повторяй формулу: «Я спокоен».Мысленно повтори 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».
Затем повтори исходную формулу: «Я спокоен». Затем повтори 5-6 раз формулу: «Левая рука тяжелая». Снова повтори мысленно: «Я спокоен». Для того чтобы привести тело в исходное состояние, можно сжать кисти в кулаки и открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох. Затем то же проделать с ногами.
Упражнение 2. Выполняется аналогично предыдущему, только ощущение тяжести необходимо вызвать в обеих руках одновременно. Теперь попробуем с ногами. Эти и подобные упражнения надо выполнять регулярно, до 3-5 минут.
Дыхательные упражнения также помогают снять напряжение.
Освой несколько несложных приемов.
Упражнение 3. Это своего рода ритмическое дыхание (четыре фазы).
1 фаза (4-6 сек.). Глубокий вдох через нос. Медленно подними руки до уровня груди ладонями вверх. Сосредоточь свое внимание в центре ладоней, где как будто сконцентрировалось тепло, как от горячей монетки.
2. фаза (2-Зсек.). Задержка дыхания.
3.фаза (4-6 сек.). Сильный глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисовать перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками.
4.фаза ( 2-3-сек.). Задержка дыхания.
Дышать подобным образом не более 2-3-х минут.
Упражнение делать можно в домашней обстановке. В условиях же кризисной ситуации (на занятии ) тебя не совсем правильно поймут, если ты начнешь махать перед собой руками. Поэтому советую тебе освоить еще один вариант ритмического дыхания, которым можно воспользоваться в любое время и в любом месте.
Упражнение 4. Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
1. фаза (4-6 сек.). Глубокий вдох через нос.
2. фаза (2-3 сек.). Задержка дыхания.
3. фаза (4-6 сек.). Медленный плавный выдох через нос.
4. фаза (2-Зсек.). Задержка дыхания.
Это упражнение выполняется в течение 2-3-х минут.
Затратив всего 5-6 минут на эти расслабляющие упражнения, ты увидишь, как изменилось твое самочувствие и настроение. И еще не забудь, что перед экзаменом нужно хорошо выспаться.
Игра «Шалтай-Болтай»
Цель: расслабить мышцы туловища, повысить самооценку.
“Давайте поставим маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне (С. Маршак).
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” - резко наклоняем корпус тела вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. (Закончить выступление аплодисментами).
Психолог: А вы оказывается великолепные актеры! Ваш миниспектакль прошел на ура!
Игра “Штанга”
Вариант 1
Цель: расслабить мышцы спины.
"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".
Вариант 2
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
"А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.
Игра "Насос и мяч"
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая это действие движением «вверх-вниз» вытянутых вертикально полу рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение”. Затем играющие меняются ролями.
Игра "Зеркало"
Цель: поднять настроение, повысить самооценку
Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.
Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!
Беседа обратной связи по встречам на психологическом часе.
Цель: получение ведущим обратной связи по прошедшему тренингу для совершенствования профессионализма ведущего, для положительного впечатления участников, что их мнением интересуются, считают его значимым. Инструкция. Заверши, пожалуйста, предложения так, как считаешь
1. На этих занятиях я...
2. Основное, чему научился на этих занятиях...
3. Больше всего мне запомнилось...
4. Мне не очень понравилось, что на занятиях...
5. Мне больше всего понравилось...
Психолог начинает предложение, а дети по очереди продолжают его.
Рефлексия.
Психолог: В завершение нашей встречи скажите друг другу по кругу: мне понравилось, как ты сегодня... Желаю чтобы все упражнения которые мы делали на занятиях пригодились вам в тревожных жизненных ситуациях. И когда вам понадобится помощь в каком- либо деле. Они непременно вам помогут.