Суббота, 27.04.2024, 04:00
Приветствую Вас, Гость

Занятие № 7

Цель: создать позитивное отношение друг к другу, к совместным действиям, закрепить поло­жительные эмоциональные переживания. Гума­низировать психологическую атмосферу, психо­логически раскрепоститься.

Психолог (мягким, добрым голосом): Сегодня наша встреча последняя, и мы может многое ска­зать друг другу, что не удалось, может быть, выра­зить на предыдущих занятиях, поэтому я откры­ваю наше занятие «Приглашением ...»

«Приглашение» - это возможность сказать, кого бы ты хотел пригласить к себе на чай, в театр, к со­вместной работе, о чем поговорить, что услышать в ответ. Чашка, которую вы будете передавать - это знак вашей симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера, благодарность за интерес к вашей личности. Чайная чашка пуста, и поэтому мы не будем вести разговор о продук­тах, угощениях, сластях. Мы будем говорить лишь про общение. Условие игры: никого нельзя оби­деть, нельзя грубо произнести приглашение, сле­дует продумать обращение, мотивировку.

Упражнения «Как психологически справиться с тревогой и волнением»

Цель: моделировать уменьшение чувства тре­вожности в стрессовых ситуациях.

Психолог.Все люди чего-то боятся. И в этом нет ничего постыдного. Главное - в тревожных ситуациях надо знать, как себе помочь. Что же делать, чтобы научиться держать себя под контролем и быстро избавлять­ся от тревоги?

Во-первых, обязательно к такой ситуации гото­виться заранее. Для этого я научу вас выполнять несколько простых упражнений.

Упражнение 1.

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая. Руки лежат на коленях. Повторяй формулу: «Я спокоен».Мысленно повтори 5-6 раз: «Правая рука тяже­лая».

Затем повтори исходную формулу: «Я спокоен». Затем повтори 5-6 раз формулу: «Левая рука тяжелая». Снова повтори мысленно: «Я спокоен». Для того чтобы привести тело в исходное состояние, мож­но сжать кисти в кулаки и открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох. Затем то же проделать с ногами.

Упражнение 2. Выполняется аналогично пре­дыдущему, только ощущение тяжести необходимо вызвать в обеих руках одновременно. Теперь по­пробуем с ногами. Эти и подобные упражнения надо выполнять регулярно, до 3-5 минут.

Дыхательные упражнения также помогают снять напряжение.

Освой несколько несложных приемов.

Упражнение 3. Это своего рода ритмическое дыхание (четыре фазы).

1       фаза (4-6 сек.). Глубокий вдох через нос. Мед­ленно подними руки до уровня груди ладонями вверх. Сосредоточь свое внимание в центре ладо­ней, где как будто сконцентрировалось тепло, как от горячей монетки.

2.     фаза (2-Зсек.). Задержка дыхания.

      3.фаза (4-6 сек.). Сильный глубокий выдох че­рез рот. Выдыхая, нарисовать перед собой в воз­духе вертикальные волны прямыми руками.

 4.фаза ( 2-3-сек.). Задержка дыхания.

Дышать подобным образом не более 2-3-х ми­нут.

Упражнение делать можно в домашней обста­новке. В условиях же кризисной ситуации (на занятии ) тебя не совсем правиль­но поймут, если ты начнешь махать перед собой руками. Поэтому советую тебе освоить еще один вариант ритмического дыхания, которым можно воспользоваться в любое время и в любом месте.

Упражнение 4. Для выполнения этого упраж­нения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

1.     фаза (4-6 сек.). Глубокий вдох через нос.

2.     фаза (2-3 сек.). Задержка дыхания.

3.     фаза (4-6 сек.). Медленный плавный выдох через нос.

4.     фаза (2-Зсек.). Задержка дыхания.

Это упражнение выполняется в течение 2-3-х минут.

Затратив всего 5-6 минут на эти расслабляю­щие упражнения, ты увидишь, как изменилось твое самочувствие и настроение. И еще не забудь, что перед экзаменом нужно хорошо выспаться.

Игра «Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы туловища, повысить самооценку.

“Давайте поставим маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне (С. Маршак).

Сначала будем поворачивать туловище впра­во-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” - резко наклоняем корпус тела вниз. Итак, репети­руем... А теперь выступаем. (Закончить выступле­ние аплодисментами).

Психолог: А вы оказывается великолепные ак­теры! Ваш миниспектакль прошел на ура!

Игра “Штанга”

Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тя­желая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успеш­ным.

"А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подня­ли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чем­пионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.

Игра "Насос и мяч"

Цель:          расслабить максимальное количество мышц тела.

"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надува­ет этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Кор­пус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая это действие движе­нием «вверх-вниз» вытянутых вертикально полу рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой по­дачей воздуха мяч надувается все больше. Услы­шав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третье­го - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение”. Затем играющие меняются ролями.

Игра "Зеркало"

Цель: поднять настроение, повысить самооценку

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

 

Беседа  обратной связи по встречам на психо­логическом часе.

Цель: получение ведущим обратной связи по прошедшему тренингу для совершенствования профессионализма ведущего, для положительного впечатления участников, что их мнением интере­суются, считают его значимым. Инструкция. Заверши, пожалуйста, пред­ложения так, как считаешь

1.     На этих занятиях я...

2.     Основное, чему научился на этих занятиях...

3.     Больше всего мне запомнилось...

4.     Мне не очень понравилось, что на занятиях...

5.     Мне больше всего понравилось...

Психолог начинает предложение, а дети по очереди продолжают его.

Рефлексия.

Психолог: В завершение нашей встречи ска­жите друг другу по кругу: мне понравилось, как ты сегодня... Желаю чтобы все упражнения которые мы делали на занятиях пригодились вам в тревожных жизненных ситуациях. И когда вам понадобится помощь в каком- либо деле. Они непременно вам помогут.