УТВЕРЖДАЮ
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ №27
Л.П. ИГНАТЬЕВА__________
План работы
педагога - психолога
МБДОУ детского сада № 27
на 2015-2016 учебный год
педагог – психолог
Бурдина Т.В.
План работы психологической службы МБДОУ детского сада № 27 «Солнышко»
на 2015-2016 учебный год
Цель
Обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития детей на всех этапах дошкольного детства.
Задачи
1.Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития
2.Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей
3.Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к обучению к школе.
4.Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.
5.Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
Основные направления работы:
1. Диагностическое.
2. Коррекционно- развивающее.
3. Консультативное.
4. Просветительское и профилактическое.
Формы работы:
- наблюдение
- беседа
- анкетирование
- развивающие занятия
- тренинги
- консультации.
- Психодиагностическая работа
|
Виды деятельности |
Методы и методики |
Объект деятельности |
Сроки |
Работа с детьми
Участие в работе ПМПк
|
Обследование при поступлении в детский сад с целью выявления детей «группы риска»:
Контроль за отслеживанием процесса адаптации:
Исследование уровня сформированности познавательных процессов детей 1-ой младшей, 2-ой младшей, средней, старшей и подготовительной групп при переходе на новый возрастной этап.
Изучение детской тревожности в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Изучение агрессивности
Определение межличностных отношений в старшей и подготовительной группах.
Определение психологической готовности к школе
.
|
наблюдение за ребёнком в игре и в воспитательно-образовательном процессе
-диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению (методика Роньжиной А.С.) -анкетирование родителей с целью получения данных об изменении поведения ребёнка в семье в период адаптации к условиям ДОУ
-Скрининговое обследование -Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. (Е.А.Стребелевой) -Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста (Я.Н.Кушнер) -Нейропсихологическая диагностика (Глозман) -Модификация теста детской тревожности (Теммл, Дорки, Амен) Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой -наблюдение -анкетирование воспитателей и родителей
-Тест «Несуществующее животное» -наблюдение -анкетирование воспитателей и родителей
-Методика «Рукавичка»
-Нейропсихологическая диагностика (Глозман) -Подбор методик для определения уровня интеллектуальной, мотивационной, социально-коммуникативной готовности к обучению в школе. Экспресс- методика по изучению социально-психологического климата в коллективе Ведение протоколов и основной документации ПМПк в ДОУ; Обследование детей с особенностями в развитии. |
Дети Педагог-психолог
Дети Родители Педагоги Педагог-психолог
Педагог-психолог, Дети всех возрастных групп
Дети, педагог-психолог, родители, воспитатели.
Пед.-психолог, родители, дети воспитатели
Педагог-психолог, дети старшей и подготовительной групп.
Педагог-психолог Дети подготовительной группы
Педагог-психолог Дети «группы риска» |
В течении уч. г.
В течении уч. Года
Октябрь апрель
В течении уч. года по запросу родителей и воспитателей В течении уч. года по запросу родителей и воспитателей
В течении уч. года
Октябрь-апрель.
Октябрь Апрель
В течении уч. года
|
- Коррекционно-развивающая работа
|
Виды деятельности |
Методы и методики |
Объект деятельности |
Сроки |
Работа с детьми
|
Психологическое сопровождение процесса адаптации.
Психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении
Развитие познавательных процессов детей.
Коррекция и развитие эмоционального мира дошкольников.
Оказание помощи тревожным детям.
Работа с гиперактивными детьми.
Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников.
Групповая коррекционно-развивающяя работа
Прфилактика дезадаптации к школьному обучению
Формирование доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения. |
Занятия по методике А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
-Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду» -М.И. Чистяковой «Психогимнастика» -авторская подборка игр и упражнений
- В.Л Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия» - Н.М.Пылаева Т.В.Ахутина «Методика развития и коррекция внимания у детей 5-7 лет «Школа внимания» - Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду» - К. В. Шевелев «Развитие математических способностей дошкольников»; - А.В. Белошистова «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
- И.А.Лазухина «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет «Давай познакомимся» - О.В. Хухлаевой, О.У. Хухлаева «Тропинка к своему Я», С.В. - Крюкова, Н.П. Слободянник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», - Л.И. Катаева, Н.Л. Кряжева «Программа формирования эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».
- Л.М.Костина «Игровая терапия с тревожными детьми» - Авторская программа «Интерактивные игры с тревожными детьми «Путешествие на остров хорошего настроения»
И.Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»
Н.П.Сазонова,Н.В.Новикова «Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье»
Л.И.Катаева «Корекционно-развивающяя работа сдетьми»
М.А.Панфилова «Лесная школа»
С.И Семенака «Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет «Уроки добра» |
Дети 1-ой мл. группы Педагог-психолог Педагог-психолог Дети всех возрастных групп Пед.-психолог Дети 2-ой мл, средн.,старш., и подготовит. групп
Пед-психолог Дети средней и старшей групп.
Пед-психолог Дети всех возрастных групп.
Пед-психолог Дети всех возр. гр. Родители Воспитатели
Пед-психолог Дети Родители Воспитатели
Пед.-психолог Дети
Пед.-психолог Дети
Педагог-психолог Дети |
Сентябрь-Апрель
В течении уч. года.
Октябрь-Апрель
Октябрь-Апрель
В течении года по запросу родителей и воспитателей. В течении года по запросу родителей и воспитателей
В течении уч.г. по запросу родителей и воспитателей
Октябрь-март
Октябрь-март
Октябрь-март |
- Психологическое консультирование.
|
Виды деятельности |
Методы и методики |
Объект деятельности |
Сроки |
Работа с педагогами
Работа с родителями |
Консультации по вопросам адаптации детей к детском саду.
Консультации по результатам психодиагностики.
Подготовка и совместное проведение с зам. зав. по МВР семинаров и пед. советов по плану ДОУ
Проведение индивидуальных консультаций
Консультации по вопросам адаптации детей к детском саду.
Консультации по подготовке к школьному обучению.
Групповое консультирование
Индивидуальные консультации по результатам диагностики.
Проведение индивидуальных консультаций Консультирование по вопросам психического развития детей разных возрастных групп.
|
«Уровни адаптации» «Причины трудностей в период адаптации детей к условия ДОУ»
Скрининговое обследования детей. Углубленная диагностики детей группы риска. «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду» «Интеллектуальное развитие ребенка»
Семинар - Тема: Развитие познавательных процессов у дошкольников. Цель: Познакомить воспитателей с развитием познавательных процессов у дошкольников (развитие речи у дошкольников). Участие в пед. Советах по плану ДОУ.
Оказание помощи педагогам по разным вопросам.
«Адаптационный период в детском саду» с целью помощи родителям в подготовке детей к детскому саду» «Возрастные особенности детей 2-3 лет»
«Психологическая готовность ребенка к школе» с целью повышения эффективности подготовки ребенка к школе. «Портрет будущего первоклассника», с целью улучшения социального развития ребенка. Консультация «Кризис трёх лет» с целью познакомить родителей с особенностями данного возраста.
Консультации «Принципы семейного благополучия» с целью эффективного взаимодействия между членами семьи.
Скрининговое обследование. Углубленная диагностика.
Оказание помощи родителям по разным вопросам.
Выступление на родительских собраниях.
Проведение индивидуальных консультаций. |
Родители Воспитатели Пед.-психолог
Воспитатели Педагог-психолог
Воспитатели Педагог-психолог
Воспитатели. Педагог-психолог
Родители Педагог-психолог
Родители Педагог-психолог
Родители Педагог-психолог
Родители Педагог-психолог
|
В течении уч. года.
Октябрь-Апрель
В течении уч. года.
Октябрь
В течении уч.года.
Сентябрь
Сентябрь-май
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь-апрель В течении учебного года
В течении учебного года. |
- Психопрофилактическая работа.
|
Виды деятельности |
Методы и методики |
Объект деятельности |
Сроки |
Работа с детьми
Работа с педагогами.
Работа с родителями |
Создание условий для успешной адаптации вновь прибывших детей в ДОУ
Формирование устойчивой мотивации детей к школе.
Создание условий для своевременного формирования естественных новообразований в психическом развитии детей.
|
Еженедельное отслеживание процесса адаптации по адаптационным листам с целью выявления тревогоформирующих факторов. Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей (собрания, групповые консультации, индивидуальные консультации стенды в приёмных); Психологизация предметно-пространственной среды для снижения психоэмоционального напряжения у детей через внедрение психолого-педагогических технологий (игра, психогимнастика) и психогигиенических мероприятий в педагогический процесс. Отслеживание уровня интеллектуальной нагрузки у детей во время занятий во всех возрастных группах (контроль согласно графику утверждённому зам. зав. по МВР) Составление рекомендаций по предупреждению возникновения школьной дезадаптации (собрания, групповые консультации, индивидуальные консультации стенды в приёмных). Помощь в организации предметно-пространственной среды в ДОУ, обеспечивающей разностороннее развитие ребёнка в ДОУ. Составление рекомендаций по предупреждению и устранению нарушений в психическом развитии детей. Составление рекомендаций педагогам и администрации ДОУ с целью снижения проявлений усталости, эмоционального перенапряжения детей (папки с рекомендациями ) Практический семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй» Тренинг для релаксации и снятия напряжения у сотрудников.
Оформление папок «Советы психолога» по вопросам развития и воспитания детей всех возрастных групп.
Составление и распространение памяток и рекомендаций.
Выступление на родительских собраниях.
|
Дети Родители Педагог-психолог
Пед.-психолог.
Педагог-психолог Дети родители
Пед. психолог Воспитатели
Пед. Психолог
Пед. Психолог
Педагог-психолог |
В течении уч.года.
В течении уч.года.
В течении уч.года
В течении уч.года
В течении уч.года
Сентябрь
Декабрь
В течении уч. года.
Сентябрь апрель |