Четверг, 25.04.2024, 18:32
Приветствую Вас, Гость

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Воспитанника  Муниципального бюджетного  дошкольного образовательного  учреждения  «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко»

 

Ф.И. ребенка ________________

 

Дата рождения _______________

 

 

 

 

 

 

Дата начала работы _____________

Подпись родителей______________

 

 

 

Дата окончания работы ___________

Подпись родителей_______________

 

 

Педагог-психолог:

 

 

Пояснительная записка

Индивидуальная программапсихологического сопровождения разработана с учетом рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»,  разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др., рекомендованной к использованию в ОУ Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства С.-Петербурга; требований СанПиН 2.4.1.2660-10

Индивидуальная программа сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с  воспитанником, имеющим трудности в освоении программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями:

1. психиатр:

   2. логопед:

В содержание индивидуальной программы сопровождения включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач  по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и  родителей (законных представителей).

Срок реализации индивидуальной программы сопровождения с ____________по ___________.

 

Результаты работы по данной программе рассматриваются на итоговом заседании ПМПк в мае  20__ года и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на летний оздоровительный период приемам работы.   

Цель программы: Осуществление коррекционно – развивающей работы с  ребенком в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Основные задачи:

1.Расширение представлений о предметном окружении;

2. Развитие и коррекция общих движений и мелкой моторики;

3. Формирование различных видов деятельности (игра, рисование, конструирование, элементарный труд);

4. Повышение познавательной активности;

5.Формирование представлений о целостном образе предмета;

6. Развитие психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение)

7. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий: 20 мин.

 

Организацияпсихологической коррекционно-развивающей

Деятельности.

 

Направление работы

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие внимания

— развивать способность кпереключению внимания;

—развивать концентрациювнимания;

—развивать произвольное

внимание;

— развивать объём

внимания;

 

 

— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово,обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

—  «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

—  «Хлопни в ладоши, если услышишь слово,обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

— Найди отличия»,

—  «Что неправильно?»,

— «Что задумал художник?»,

— «Что недорисовано?»

— Нарисуй 10 треугольников, закрась красным

карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

— «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

— «Найди пару», «Найди такой же».

— «Раскрась фрукты» (как только проявляетсянебрежность, работа прекращается),

— «Копирование образца»,

— «Найди такой же предмет»,

— «Рисую палочки»,

— «Расставь значки»

Развитие восприятия

— развивать восприятие

геометрических фигур

—  развивать точность

восприятия

—  развивать

цветоразличение

— развивать восприятие

длительности временного

интервала

—развивать представлениео частях суток

—развивать представленияо временах года

— развивать

пространственные

представления

—  развивать

наблюдательность

— «Назови фигуру»,

— «Геометрическое лото»,

— «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

— «Закрась фигуры»,

 «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

— «Составь целое из частей (с геометрическимифигурами) (вариативность)»,

— «Рисование картин, состоящих из геометрических

фигур»,

— «Кто больше найдет в группе предметов треугольной,

круглой формы, в форме куба и т.д.».

— «Дорисуй фигуры»,

— «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

— «Радужный хоровод»,

—  «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

— «Цветное лото»,

— «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

— «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

—  «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по

мнению ребёнка)»,

— «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски(заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

— Беседа по картинкам (части суток),

— «Разложи картинки»,

—  «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

— «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

— Отгадывание загадок о временах года

— Заучивание стихотворений,

— Беседа о временах года,

—  «Назови время года»

— «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

— «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева,справа, позади) мишкой? И т. д.»

— «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

—  «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

— «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

—  «Кто больше назовёт?»,

— «Назови все предметы, которые были «спрятаны»

Развитие мышления

—развивать мыслительные

процессы: обобщение,

отвлечение, выделение

существенных признаков

— развивать гибкость ума исловарный запас

— развивать

сообразительность

— Расставь по порядку (от самого большого к самомумаленькому и т. д.)»,

— «Четвёртый лишний»,

— «Найди отличия».

—  «Назови слова, обозначающие деревья; слова,относящиеся к спорту и т. д.»

—  «Как это можно использовать?»,

— «Говори наоборот»,

—  «Бывает – не бывает»,

— Загадывание загадок.

Развитие памяти

—  увеличивать объём

памяти в зрительной,

слуховой и осязательной

модальностях

—  развивать приёмы

ассоциативного и

опосредованного

запоминания предметов в

процессе игровой и

непосредственно

образовательной

деятельности

— «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделайтакую же» (выкладывание из палочек одного цвета илинескольких цветов),

— «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово,второй повторяет предыдущее слово и называет своё и тд.),

— «Смотри и делай».

- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

— «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа попроизведению с уточняющими вопросами,

Развитие воображения и творчества

—  развивать воображение итворческие способности

—  «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой –либо предмет),

— «Дорисуй»,

— «Рисование по точкам»,

— «Комбинирование» (рисование или конструированиепредметов из геометрических фигур),

—  «Что будет, если …»

Развитие тактильно-кинестическойчувствительности и мелкой моторики рук. Снятие негативного  психического напряжения

— Развивать тонкую

моторику рук

 — Развивать умение работать с глиной, пластелином, красками, карандашами, песком, мелом.

—Знакомство со свойствами воды.  

—— Знакомство со свойствами песка ( сухой и влажный песок)

— Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.

— Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур»,

— «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.

— Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук):

— «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.

— Выделение и узнавание признаков и свойств глины. Деление целого куска глины на  мелкие части.

— Лепка «Петушок».совместно со взрослым

— Переливать воду с помощью стаканчика  и с помощью губки.

— Вкладыват карандаш в руку ребенка, проводить вместе прямые линии, круги, элементарные фигуры

Формирование сенсорных эталонов цвета:

• красный и желтый;

• зеленый и синий

— Учить выделять основные цвета (сначала желтый, затем красный, зеленый, синий);

— Развитие зрительного различия предметов по цвету при непосредственном их сближении

—Формирование простейших приемов установления тождества и различия

цвета однородных предметов:

—Знакомство с названиями цветов.

—Формирование ориентировки на цвет как на значимый признак.

— Называть цвет в соотнесении с разными предметами: солнышко — желтое, цыпленок — желтый и т. д. Например, учитьнаходить предмет и комментировать: это цыпленок, он желтый, какой цыпленок?

— Примеривание

— Осуществление выбора цвета по образцу и проверка его примериванием.

— игра «Найди цветок для бабочки».

— игра «Найди предметы такого же

цвета»;

— «Угадай, какого цвета одежда»;

— «Разложи предметы по цвету» и т. д.

— игра «Угадай, какого цвета полоска»;

— игра «Цветные шары»;

— «Найди пару»;

— «Какой палочки не стало»;

—  игры на систематизацию: «Построй

улицу из счетных палочек» и т. п.;

—  «Мозаика» и т. п.

— игра «Помоги Оле собрать букеты»;

—  игры с мозаикой по заданию

 

Формирование сенсорных эталонов формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб и др.

Формирование представления о форме.

---Развитие зрительного восприятия:

- Формирование умения соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами,

Различение — название — систематизация:

Учить выделять шарик, кубик, кирпичик, крышу (один-два предмета из двух-трех) и называть их по слову, отвечать на вопросы;

—        учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач,  исключая ошибочные варианты и фиксируя правильные: опускать различные формы в прорези;

выделять различные формы среди других;

учить доставать из мешочка по слову разные формы (шарики, кубики, кирпичики, крыши);

игра «Поймай игрушку»;

• игра «Спрячь игрушку».

• игра «Построй гусеницу»;

• «Какой фигуры не стало»;

• «Магазин»;

• «Выпечка печенья» и т. д.

игра: «Найди окошко»;

«Сделай картинку»

«собери все кирпичики для дорожки»; «давай построим башни», «выбери все крыши»

Формирование сенсорных эталонов величины:

• большой;

• маленький

—Формирование представления о величине.

— Зрительное восприятие величины

— Практическое выделение величины с помощью игр , игрушек.

— Учить по слову и тактильно выделять один-два предмета по величине: большой —маленький, затем средний и самый маленький и т. д. При этом задается вопрос: какой предмет в руках — большой или маленькийи т. д.

игра «Спрячь шарик в ладошках»;

• «Опусти шарик в коробку»;

• «Матрешки»;

• «Оденем кукол» и т. д.

игра «Лото» (определение предметапо величине);

• «Пирамидки»;

• «Где такие?»;

• «Построим дома»;

• «Три медведя» и т. д.

Формировать целостное восприятие

— учить собирать разрезную картинку из 3-х-4-х частей

— Действия с игрушками совместно с педагогом.

— Игрушки

— Разрезные картинки

Развитие тактильно-двигательного  восприятия

Формировать ориентировку на свойства и качества предметов

—учить различать на ощупь разные поформе предметы и продукты питания (овощи, фрукты) «;

—        учить по слову доставать предметы из

мешочка или из рук: «достань холодное», «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из двух) и т. д. и выбирать игрушки по слову (выбор из двух-трех): «возьми колечко», «возьми рыбку», «возьми уточку» и т. д.

Через тактильное восприятие: (твердый — мягкий, холодный — теплый, колючий — гладкий, легкий — тяжелый; железный, деревянный, матерчатый, меховой, шелковый и т. д.);

Что  (называется имя ребенка) взяла — яблоко или морковь?», «Что там лежит — апельсин или морковь?» и т. д.

Развитие слухового восприятия

— Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве

— различать по голосу близких людей и знакомых детей:

— различать животных и птиц по звукоподражанию

— Что звучит? (колокольчик, барабан и др.);

— «Угадай, кто позвал?»;

— «Кто кричит?» (овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей),

— Подобрать соответствующие  игрушки  (картинку) животных;

— Музыкальные инструменты ( барабан, колокольчик, бубен и др.)

Формирование количественных представлений

— Учить различать значение слов пустой — полный;

— Учить выделять один, два, много предметов из группы;

—Учить находить заданное количество однородных предметов один, два, много в окружающей обстановке;

—Учить составлять равные по количеству множества предметов, с каждым предметом одной группы соотносить только один предмет другой группы,

— учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами, без пересчета в пределах двух

— Употреблять в речи эти слова.

— По подражанию, образцу;  соотносить количество 1,2 с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?;

— Используя приемы приложения и составления пар; понимать выражение столько..., сколько... (например:«Сколько елочек, столько грибочков»; «Сколько вагончиков, столько матре¬шек»; где больше, где меньше);

Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе; учить ребенка перед каждым предметом совершать только один хлопок.

 

Формирование деятельности

— Учить  ребенка обследовать предметы

— Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия

— Развивать мелкую моторику пальцев рук

— В ходе занятий необходимо все упражнения выполнять совместно с ребенком в позиции за спиной, затем рядом или напротив при этом его руки должны находиться в руках взрослого.

все действия сопровождаются комментариями взрослого):

—        брать и удерживать игрушки в руке;

—        перекладывать из одной руки в другую;

—        бросать и собирать шарики (каштаны) в таз;

—        засыпать игрушки и искать их в сыпучем материале (используются чечевица, горох, фасоль);

—        снимать кольца с пирамиды;

—        развивать соотносящие действия (совместно): нанизывать на стержень кольца пирамиды (от 3 до 5 колец);

—        закрывать кастрюли, коробки крышками;

—        пересыпать чечевицу (горох) ложкой из одного сосуда в другой;

—        развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку; «играть» на пианино; «звонить» по телефону; включать лампочку;

—        выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка — «топ-топ»; зайка — «прыг-скок»; паровозик — «ту-ту»; и др.;

—        нанизывать бусы на палочку, на веревку;

ловить шарики (тяжелые) в тазу с водой

Развитие речи

— Развитие понимания обращенной речи

— Формирование активной речи

— Обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;

— Учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;

— Учить использовать (отраженно и смостоятельно) существительные в различных падежах;

—Вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (например:«Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);

—Формировать у  ребенка  потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать — лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть — в лото или домино—           

-Учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту

-учить выполнять определенные действия при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок,

—        учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок: «Что это? — Это дом»; «Что это? — Это мяч» и т. д.;

—        учить отвечать на вопросы педагога, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из двух-трех слов,

—        учить совместно со взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки , побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы: «Тетя, что это?», «Что у тебя в сумке? », «Что у тебя в мешочке? » и т. д.

— Учить выполнять действия по словесной инструкции

— Петь со звукоподражанием веселые, спокойные песенки, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку; учить дуть — на свечку, в дудочку, на бабочку и др. Также проводится массаж лица и артикуляционного аппарата;

—        формировать у девочки предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить в процессе предметных и предметно-игровых действий с названиями новых слов: Миша, Даша, Петя, Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там, так и т. д.;

—        учить выражать свои потребности простой фразой (2—3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай пить», «Коля, на мяч», «идем гулять», «идем спать»;

—        учить произносить элементарные фразы, обращая внимание на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить», «Мы готовим обед», «Лена рисовала», «Ляля (кукла) проснулась», «Подними лялю» и т. д.;

 

 

— («Где Сонечка была? — Гулял на улице»;  «Что там видел ? — Там холодно, много снега»; «С кем гулял? Кого видел?»);

— Разучивать игры с пальчиками с речевым сопровождением;

 

 

На­пример: «Что делает девочка? — Девочка едет. Девочка едет на велосипеде»; «Что де­лает мальчик? — Мальчик рисует. Маль­чик рисует картину»; «Птичка сидит в гнезде», «Рыба плавает в воде», «Мальчик идет в школу» и т. д.;

Где мама? Вот она!»,

«Где глазки? Вот они!», «Где ручки? Вот они, хлоп-хлоп!», игра в «ладушки»; дай куклу, чашку, ложку и т. д.

 

«Кто пришел?», «Кто приехал?», «Кто там идет?», «Как зовут эту девочку?» и т. д.);

Сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в драматизации этих сказок;

Формирование игровой деятельности

 

 

 

 

 

 

Формирование продуктивных видов деятельности

— учить воспроизводить цепочку игровых действий (2—3 действия): кормление, купание куклы, укладывание куклы спать; строительные игры — нагружаем кубики,

разгружаем, строим и т. д.

—Сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.

 

—Побуждать к самостоятельному рисованию., конструированию.

Лепка:

—        учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин;

—        учить лепить совместно («Баранки», «Колобок» и т. д.).

Рисование:

—        вызывать интерес к рисованию: взрослый совместными действиями с ребенком рисует простые элементы — прямые, круговые линии, различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши), изображая: клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки и т. д.;

Конструирование:

—        учить строить совместно, используяречевую инструкцию, поделки из двух-трехдеталей (стол, стул, башенка, дорожка, забор и т. д.).

—        Взрослый обыгрывает постройки.

Эмоционально-волевая сфера

—Учить адекватно реагировать на происходящие ситуации;

— Адекватно выражать собственные эмоции, мимику, жесты.

— Учить понимать эмоции другого человека

—Игры на снятие мышечного напряжения;

—Игры на развитие коммуникативности;
—Дыхательная гимнастика;

—Психогимнастика.

— Самомассаж

 

 

Педагог-психолог:

Подпись родителей: