ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Воспитанника Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко»
Ф.И. ребенка ________________
Дата рождения _______________
Дата начала работы _____________
Подпись родителей______________
Дата окончания работы ___________
Подпись родителей_______________
Педагог-психолог:
Пояснительная записка
Индивидуальная программапсихологического сопровождения разработана с учетом рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др., рекомендованной к использованию в ОУ Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства С.-Петербурга; требований СанПиН 2.4.1.2660-10
Индивидуальная программа сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями:
1. психиатр:
В содержание индивидуальной программы сопровождения включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).
Срок реализации индивидуальной программы сопровождения с ____________по ___________.
Результаты работы по данной программе рассматриваются на итоговом заседании ПМПк в мае 20__ года и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под роспись с рекомендациями на летний оздоровительный период приемам работы.
Цель программы: Осуществление коррекционно – развивающей работы с ребенком в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.
Основные задачи:
1.Расширение представлений о предметном окружении;
2. Развитие и коррекция общих движений и мелкой моторики;
3. Формирование различных видов деятельности (игра, рисование, конструирование, элементарный труд);
4. Повышение познавательной активности;
5.Формирование представлений о целостном образе предмета;
6. Развитие психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение)
7. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий: 20 мин.
Организацияпсихологической коррекционно-развивающей
Деятельности.
Направление работы |
Задачи |
Содержание коррекционно-развивающей работы |
Развитие внимания |
— развивать способность кпереключению внимания; —развивать концентрациювнимания; —развивать произвольное внимание; — развивать объём внимания;
|
— «Хлопни в ладоши, если услышишь слово,обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); — «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); — «Хлопни в ладоши, если услышишь слово,обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение». — Найди отличия», — «Что неправильно?», — «Что задумал художник?», — «Что недорисовано?» — Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. — «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел», — «Найди пару», «Найди такой же». — «Раскрась фрукты» (как только проявляетсянебрежность, работа прекращается), — «Копирование образца», — «Найди такой же предмет», — «Рисую палочки», — «Расставь значки» |
Развитие восприятия |
— развивать восприятие геометрических фигур — развивать точность восприятия — развивать цветоразличение — развивать восприятие длительности временного интервала —развивать представлениео частях суток —развивать представленияо временах года — развивать пространственные представления — развивать наблюдательность |
— «Назови фигуру», — «Геометрическое лото», — «Нарисуй фигуру, которую я назову», — «Закрась фигуры», «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), — «Составь целое из частей (с геометрическимифигурами) (вариативность)», — «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур», — «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.». — «Дорисуй фигуры», — «Угадай, что хотел нарисовать художник?» — «Радужный хоровод», — «Уточним цвет предметов (вариативность)», — «Цветное лото», — «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность). — «Рассматривание часов, движения секундной стрелки», — «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)», — «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски(заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)». — Беседа по картинкам (части суток), — «Разложи картинки», — «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!», — «Угадай время года по описанию (вариативность)», — Отгадывание загадок о временах года — Заучивание стихотворений, — Беседа о временах года, — «Назови время года» — «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.», — «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева,справа, позади) мишкой? И т. д.» — «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.», — «Расскажи, где, какая игрушка стоит?» — «Посмотри и найди предметы круглой формы», — «Кто больше назовёт?», — «Назови все предметы, которые были «спрятаны» |
Развитие мышления |
—развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков — развивать гибкость ума исловарный запас — развивать сообразительность |
— Расставь по порядку (от самого большого к самомумаленькому и т. д.)», — «Четвёртый лишний», — «Найди отличия». — «Назови слова, обозначающие деревья; слова,относящиеся к спорту и т. д.» — «Как это можно использовать?», — «Говори наоборот», — «Бывает – не бывает», — Загадывание загадок. |
Развитие памяти |
— увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях — развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности |
— «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделайтакую же» (выкладывание из палочек одного цвета илинескольких цветов), — «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово,второй повторяет предыдущее слово и называет своё и тд.), — «Смотри и делай». - «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз), — «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа попроизведению с уточняющими вопросами, |
Развитие воображения и творчества |
— развивать воображение итворческие способности |
— «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой –либо предмет), — «Дорисуй», — «Рисование по точкам», — «Комбинирование» (рисование или конструированиепредметов из геометрических фигур), — «Что будет, если …» |
Развитие тактильно-кинестическойчувствительности и мелкой моторики рук. Снятие негативного психического напряжения |
— Развивать тонкую моторику рук — Развивать умение работать с глиной, пластелином, красками, карандашами, песком, мелом. —Знакомство со свойствами воды. —— Знакомство со свойствами песка ( сухой и влажный песок) |
— Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д. — Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», — «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д. — Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): — «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д. — Выделение и узнавание признаков и свойств глины. Деление целого куска глины на мелкие части. — Лепка «Петушок».совместно со взрослым — Переливать воду с помощью стаканчика и с помощью губки. — Вкладыват карандаш в руку ребенка, проводить вместе прямые линии, круги, элементарные фигуры |
Формирование сенсорных эталонов цвета: • красный и желтый; • зеленый и синий |
— Учить выделять основные цвета (сначала желтый, затем красный, зеленый, синий); — Развитие зрительного различия предметов по цвету при непосредственном их сближении —Формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов: —Знакомство с названиями цветов. —Формирование ориентировки на цвет как на значимый признак. |
— Называть цвет в соотнесении с разными предметами: солнышко — желтое, цыпленок — желтый и т. д. Например, учитьнаходить предмет и комментировать: это цыпленок, он желтый, какой цыпленок? — Примеривание — Осуществление выбора цвета по образцу и проверка его примериванием. — игра «Найди цветок для бабочки». — игра «Найди предметы такого же цвета»; — «Угадай, какого цвета одежда»; — «Разложи предметы по цвету» и т. д. — игра «Угадай, какого цвета полоска»; — игра «Цветные шары»; — «Найди пару»; — «Какой палочки не стало»; — игры на систематизацию: «Построй улицу из счетных палочек» и т. п.; — «Мозаика» и т. п. — игра «Помоги Оле собрать букеты»; — игры с мозаикой по заданию
|
Формирование сенсорных эталонов формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб и др. |
Формирование представления о форме. ---Развитие зрительного восприятия: - Формирование умения соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, |
Различение — название — систематизация: Учить выделять шарик, кубик, кирпичик, крышу (один-два предмета из двух-трех) и называть их по слову, отвечать на вопросы; — учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач, исключая ошибочные варианты и фиксируя правильные: опускать различные формы в прорези; выделять различные формы среди других; учить доставать из мешочка по слову разные формы (шарики, кубики, кирпичики, крыши); игра «Поймай игрушку»; • игра «Спрячь игрушку». • игра «Построй гусеницу»; • «Какой фигуры не стало»; • «Магазин»; • «Выпечка печенья» и т. д. игра: «Найди окошко»; «Сделай картинку» «собери все кирпичики для дорожки»; «давай построим башни», «выбери все крыши» |
Формирование сенсорных эталонов величины: • большой; • маленький |
—Формирование представления о величине. — Зрительное восприятие величины |
— Практическое выделение величины с помощью игр , игрушек. — Учить по слову и тактильно выделять один-два предмета по величине: большой —маленький, затем средний и самый маленький и т. д. При этом задается вопрос: какой предмет в руках — большой или маленькийи т. д. игра «Спрячь шарик в ладошках»; • «Опусти шарик в коробку»; • «Матрешки»; • «Оденем кукол» и т. д. игра «Лото» (определение предметапо величине); • «Пирамидки»; • «Где такие?»; • «Построим дома»; • «Три медведя» и т. д. |
Формировать целостное восприятие |
— учить собирать разрезную картинку из 3-х-4-х частей |
— Действия с игрушками совместно с педагогом. — Игрушки — Разрезные картинки |
Развитие тактильно-двигательного восприятия |
Формировать ориентировку на свойства и качества предметов —учить различать на ощупь разные поформе предметы и продукты питания (овощи, фрукты) «; — учить по слову доставать предметы из мешочка или из рук: «достань холодное», «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из двух) и т. д. и выбирать игрушки по слову (выбор из двух-трех): «возьми колечко», «возьми рыбку», «возьми уточку» и т. д. |
Через тактильное восприятие: (твердый — мягкий, холодный — теплый, колючий — гладкий, легкий — тяжелый; железный, деревянный, матерчатый, меховой, шелковый и т. д.); Что (называется имя ребенка) взяла — яблоко или морковь?», «Что там лежит — апельсин или морковь?» и т. д. |
Развитие слухового восприятия |
— Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве — различать по голосу близких людей и знакомых детей: — различать животных и птиц по звукоподражанию |
— Что звучит? (колокольчик, барабан и др.); — «Угадай, кто позвал?»; — «Кто кричит?» (овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей), — Подобрать соответствующие игрушки (картинку) животных; — Музыкальные инструменты ( барабан, колокольчик, бубен и др.) |
Формирование количественных представлений |
— Учить различать значение слов пустой — полный; — Учить выделять один, два, много предметов из группы; —Учить находить заданное количество однородных предметов один, два, много в окружающей обстановке; —Учить составлять равные по количеству множества предметов, с каждым предметом одной группы соотносить только один предмет другой группы, — учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами, без пересчета в пределах двух |
— Употреблять в речи эти слова. — По подражанию, образцу; соотносить количество 1,2 с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?; — Используя приемы приложения и составления пар; понимать выражение столько..., сколько... (например:«Сколько елочек, столько грибочков»; «Сколько вагончиков, столько матре¬шек»; где больше, где меньше); Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе; учить ребенка перед каждым предметом совершать только один хлопок.
|
Формирование деятельности |
— Учить ребенка обследовать предметы — Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия — Развивать мелкую моторику пальцев рук |
— В ходе занятий необходимо все упражнения выполнять совместно с ребенком в позиции за спиной, затем рядом или напротив при этом его руки должны находиться в руках взрослого. все действия сопровождаются комментариями взрослого): — брать и удерживать игрушки в руке; — перекладывать из одной руки в другую; — бросать и собирать шарики (каштаны) в таз; — засыпать игрушки и искать их в сыпучем материале (используются чечевица, горох, фасоль); — снимать кольца с пирамиды; — развивать соотносящие действия (совместно): нанизывать на стержень кольца пирамиды (от 3 до 5 колец); — закрывать кастрюли, коробки крышками; — пересыпать чечевицу (горох) ложкой из одного сосуда в другой; — развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку; «играть» на пианино; «звонить» по телефону; включать лампочку; — выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка — «топ-топ»; зайка — «прыг-скок»; паровозик — «ту-ту»; и др.; — нанизывать бусы на палочку, на веревку; ловить шарики (тяжелые) в тазу с водой |
Развитие речи |
— Развитие понимания обращенной речи — Формирование активной речи — Обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные; — Учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным; — Учить использовать (отраженно и смостоятельно) существительные в различных падежах; —Вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (например:«Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный); —Формировать у ребенка потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать — лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть — в лото или домино— -Учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту -учить выполнять определенные действия при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок, — учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок: «Что это? — Это дом»; «Что это? — Это мяч» и т. д.; — учить отвечать на вопросы педагога, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из двух-трех слов, — учить совместно со взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки , побуждать ребенка самостоятельно задавать вопросы: «Тетя, что это?», «Что у тебя в сумке? », «Что у тебя в мешочке? » и т. д. |
— Учить выполнять действия по словесной инструкции — Петь со звукоподражанием веселые, спокойные песенки, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку; учить дуть — на свечку, в дудочку, на бабочку и др. Также проводится массаж лица и артикуляционного аппарата; — формировать у девочки предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить в процессе предметных и предметно-игровых действий с названиями новых слов: Миша, Даша, Петя, Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там, так и т. д.; — учить выражать свои потребности простой фразой (2—3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай пить», «Коля, на мяч», «идем гулять», «идем спать»; — учить произносить элементарные фразы, обращая внимание на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить», «Мы готовим обед», «Лена рисовала», «Ляля (кукла) проснулась», «Подними лялю» и т. д.;
— («Где Сонечка была? — Гулял на улице»; «Что там видел ? — Там холодно, много снега»; «С кем гулял? Кого видел?»); — Разучивать игры с пальчиками с речевым сопровождением;
Например: «Что делает девочка? — Девочка едет. Девочка едет на велосипеде»; «Что делает мальчик? — Мальчик рисует. Мальчик рисует картину»; «Птичка сидит в гнезде», «Рыба плавает в воде», «Мальчик идет в школу» и т. д.; Где мама? Вот она!», «Где глазки? Вот они!», «Где ручки? Вот они, хлоп-хлоп!», игра в «ладушки»; дай куклу, чашку, ложку и т. д.
«Кто пришел?», «Кто приехал?», «Кто там идет?», «Как зовут эту девочку?» и т. д.); Сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в драматизации этих сказок; |
Формирование игровой деятельности
Формирование продуктивных видов деятельности |
— учить воспроизводить цепочку игровых действий (2—3 действия): кормление, купание куклы, укладывание куклы спать; строительные игры — нагружаем кубики, разгружаем, строим и т. д. —Сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.
—Побуждать к самостоятельному рисованию., конструированию. |
Лепка: — учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин; — учить лепить совместно («Баранки», «Колобок» и т. д.). Рисование: — вызывать интерес к рисованию: взрослый совместными действиями с ребенком рисует простые элементы — прямые, круговые линии, различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши), изображая: клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки и т. д.; Конструирование: — учить строить совместно, используяречевую инструкцию, поделки из двух-трехдеталей (стол, стул, башенка, дорожка, забор и т. д.). — Взрослый обыгрывает постройки. |
Эмоционально-волевая сфера |
—Учить адекватно реагировать на происходящие ситуации; — Адекватно выражать собственные эмоции, мимику, жесты. — Учить понимать эмоции другого человека |
—Игры на снятие мышечного напряжения; —Игры на развитие коммуникативности; —Психогимнастика. — Самомассаж |
Педагог-психолог:
Подпись родителей: