Понедельник, 11.12.2017, 14:47
Приветствую Вас, Гость

ВТОРАЯ ГРУППА

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ)

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетнойигры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200–250 г, а в росте — 1 см.

Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периодаактивного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3–4 часа, удетей двух лет — 4–5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремяостановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствиенедостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только заручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательнаяактивность.

Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле.Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальныхзанятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются нагорку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку,а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются иподражательные движения (мишке, зайчику).

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10человек).

В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик,кирпичик, шарик, «крыша» — призма), одновременно воспринимая их(гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т. п.) иуточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление сосновными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник).С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства иразличий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой красный мяч — маленький синий мяч, большой белый мишка — маленький черный мишка и т. д.).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды,матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками(куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», ималыш учится доводить предметные действия до результата: заполняетколечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик,башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетнымиигрушками. Дети начинают переносить разученное действие с однойигрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет,необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклуспать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2–3 действия, они сначала не ориентируютсяна то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинаюткатать на машинке. К концу второго года жизни в игровых действияхдетей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводятна протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети3–5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этогона втором году жизни нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы.Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностямиобъясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

На втором году жизни из отдельных действий складываются элементыдеятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия.

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с еенеустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету,попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводитьначатое до конца, добиваясь результата.

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают,что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «наденьшапку, надень колечки на пирамидку» и т. д. Важным приобретением речии мышления является формирующаяся на втором году жизни способностьобобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе,несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (куклабольшая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка).

Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественныепризнаки. Так, словом кх он мог обозначать и кошку, и меховой воротник.

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разныесвязи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольногои настольного театра).

Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматриваниясохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способныподдерживать диалог-воспоминание с взрослым о недавних событияхили вещах, связанных с их личным опытом: «Кто гулял?» — «Что видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаютсяпростые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а такжепредлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенокчаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняяего звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу.

Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым,в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишьна третьем году жизни. Ребенок в большинстве случаев после полуторалет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небноязычные (т, д, н), задние небноязычные (г, х). Свистящие, шипящиеи сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимыхребенком, встречаются крайне редко.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малышуронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся.

К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловныепредложения, а в конце второго года обычным становится использованиетрех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — тоесть «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, номогут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»

Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей,с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческиечувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался»,«жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровойдеятельности и самообслуживании.

Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того,как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу годаиз 2–3 действий) поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно»,«нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.

На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничествос взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. Приэтом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложенийс помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средствомобщения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит толькос близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

На втором году жизни между детьми сохраняется и развиваетсятип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют другс другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры(«Прятки», «Догонялки»).

Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще несформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемогопартнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его.Он активно протестует против вмешательства в свою игру.

Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, чтостоит рядом. Отобрав игрушку у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш просто бросает ее. Воспитателю следует пресекать подобные факты,чтобы у детей не пропало желание общаться.

Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметноигровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.

Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначалаосваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующимобразом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы могсесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.

На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый соседу для продолжения игры (кубики, колечки дляпирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, одинмалыш пытается «накормить, причесать» другого.

Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях.

Одним из главных приобретений второго года жизни можно считатьсовершенствование основных движений, особенно ходьбы.

Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться наспокойных занятиях.

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игровогоповедения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группераннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из200–300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, аречь самого малыша становится основным средством общения с взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом,не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ

Режим дня в теплый период года

Прием детей, игры

 

7.30 – 8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

 

8.35 – 9.00

 

Игры, самостоятельная деятельность

9.00 – 9.20

 

 

Подготовка и проведение игры – занятия №1

1 подгруппа

9.20 – 9.30

2 подгруппа

9.40 – 9.50

Подготовка к прогулке, прогулка

9.50 – 11.00

 

Возвращение с прогулки, игры

11.00 – 11.20

 

Подготовка к обеду, обед

11.20 – 11.50

 

Подготовка ко сну, сон

11.50 – 15.00

 

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.00 – 15.20

 

Подготовка к полднику, полдник

 

15.20 – 15.40

 

Подготовка и проведение игры – занятия №2

1 подгруппа

15.40 – 15.50

2 подгруппа

16.00 – 16.10

Подготовка к прогулке, прогулка

16.10 – 17.10

 

Возвращение с прогулки, игры

 

17.10 – 17.25

Подготовка к ужину, ужин

17.25 – 17.50

Игры, уход детей домой

17.50 – 19.30

 

 

 

 

Режим дня в холодный период года

Прием детей, игры

 

7.30 – 8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

 

8.35 – 9.00

 

Игры, самостоятельная деятельность

9.00 – 9.20

 

 

Подготовка и проведение игры – занятия №1

1 подгруппа

9.20 – 9.30

2 подгруппа

9.40 – 9.50

Подготовка к прогулке, прогулка

9.50 – 11.00

 

Возвращение с прогулки, игры

11.00 – 11.20

 

Подготовка к обеду, обед

11.20 – 11.50

 

Подготовка ко сну, сон

11.50 – 15.00

 

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.00 – 15.20

 

Подготовка к полднику, полдник

 

15.20 – 15.40

 

Подготовка и проведение игры – занятия №2

1 подгруппа

15.40 – 15.50

2 подгруппа

16.00 – 16.10

Подготовка к прогулке, прогулка

16.10 – 17.10

 

Возвращение с прогулки, игры

 

17.10 – 17.25

Подготовка к ужину, ужин

17.25 – 17.50

Игры, уход детей домой

17.50 – 19.30

 

 

Оздоровительно-закаливающие

процедуры

Осуществлять оздоровительно-закаливающие процедуры с использованием естественных факторов: воздуха, солнца, воды. В групповых помещениях поддерживать постоянную температуру воздуха (+21–22 °С). Одежда детей в помещении должна быть двухслойной.

Во время сна поддерживать в спальне прохладную температуру (+15–16 °С). Осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня.

Одним из эффективных закаливающих мероприятий является прогулка с детьми в любую погоду не менее 4 часов (в зимнее время — до температуры –15 °С). В ненастье можно гулять с детьми на крытой веранде, организуя подвижные игры (зайчики скачут на лужайке, мышки убегают от кота в норки и др.).

В теплое время года на прогулке предусмотреть кратковременное (3–5 минут) пребывание детей под прямыми лучами солнца. В конце прогулки разрешать походить 2–3 минуты босиком по теплому песку (убедившись предварительно в его чистоте и безопасности).

После окончания прогулки в летнее время сочетать гигиенические и закаливающие процедуры при умывании и мытье ног, при этом учитывать состояние здоровья каждого ребенка и степень его привыкания к воздействию воды.

Вопрос о характере специальных закаливающих процедур долженрешаться администрацией и медицинским персоналом дошкольного учреждения с учетом пожеланий родителей.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Задачи воспитания

и обучения

Продолжать укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать утомление детей.

В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.

Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.

Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы. Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.

Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти.

Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию,образцу знакомые жизненные ситуации.

Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.

Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить. Поощрять доброжелательное отношение ребенка к сверстникам, побуждать запоминать их имена. Побуждать к сочувствию и отзывчивости.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Развивать эстетическое восприятие.

Привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов.

Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации.

Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка. Развивать понимание взаимосвязи музыки и движений. Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.

Поощрять самостоятельную деятельность детей. В предметно-игровой деятельности показывать детям правильные способы действий, поддерживать познавательную активность, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами.

Формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители.

Учить играть, не мешая сверстникам.

Формировать умение играть вместе, сдерживать свои желания. Формировать способности попросить, подождать.

Воспитание при проведении

режимных процессов

 

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.

   Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдатьпринцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс.(За стол усаживать только по 2–3 человека, не умеющих есть самостоятельно. Остальные дети в это время продолжают играть. И так далее.)

Детей первой подгруппы приучать к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки. Учить малышей есть ложкой густую пищу, к 1 году 6 месяцам — и суп. Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого), после еды благодарить взрослых (как умеют).

Детей второй подгруппы продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Закреплять умение пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых, задвигать стул.

Содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, валенки, рейтузы, расстегнутые туфли, шорты и колготки). К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и надевать перечисленные одежду и обувь в определенном порядке.

Приучать детей к опрятности, аккуратности. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание детей на порядок в группе.

Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам).

Воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Закреплять навыки поведения, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы. Формировать желание оказывать посильную помощь воспитателю в группе и на участке; в домашних условиях — членам семьи, соседям.

Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить.

Формировать умение обращать внимание на играющего рядом товарища, понимать его состояние, сочувствовать плачущему. Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать.

Формировать умение бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы и листья, не ходить по газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их. Положительное отношение к окружающему должно носить действенный характер: нужно учить детей поливать растения, кормить животных и птиц.

Расширять ориентировку в окружающей среде. Формировать умение свободно ориентироваться в группе (приемной, спальне). Знакомить с назначением помещений группы, с местами хранения личных вещей, местом ребенка за столом. Знакомить с дорогой от дома до детской площадки.

Развивать понимание речи. У детей первой подгруппы расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой платок, расческа и т. п.), простейших бытовых действий(раздеваться, умываться и др.), названий частей тела.

У детей второй подгруппы закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко). Помогать детям запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.).

Развивать активную речь. Развивать умение детей первой подгруппы произносить простые по звуковому составу слова, фразы, состоящие из двух слов («дай мне», «на» и др.).

Побуждать детей второй подгруппы к замене облегченных слов полными; напоминать названия предметов одежды, обуви, мебели, отдельных действий с ними. Содействовать формированию умения выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями, состоящими из трех и более слов (к 2 годам).