Понедельник, 11.12.2017, 14:50
Приветствую Вас, Гость

ВТОРАЯ ГРУППА

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ)

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетнойигры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200–250 г, а в росте — 1 см.

Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периодаактивного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3–4 часа, удетей двух лет — 4–5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремяостановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствиенедостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только заручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательнаяактивность.

Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле.Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальныхзанятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются нагорку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку,а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются иподражательные движения (мишке, зайчику).

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10человек).

В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик,кирпичик, шарик, «крыша» — призма), одновременно воспринимая их(гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т. п.) иуточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление сосновными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник).С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства иразличий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой красный мяч — маленький синий мяч, большой белый мишка — маленький черный мишка и т. д.).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды,матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками(куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», ималыш учится доводить предметные действия до результата: заполняетколечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик,башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетнымиигрушками. Дети начинают переносить разученное действие с однойигрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет,необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклуспать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2–3 действия, они сначала не ориентируютсяна то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинаюткатать на машинке. К концу второго года жизни в игровых действияхдетей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводятна протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети3–5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этогона втором году жизни нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы.Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностямиобъясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

На втором году жизни из отдельных действий складываются элементыдеятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия.

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с еенеустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету,попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводитьначатое до конца, добиваясь результата.

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают,что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «наденьшапку, надень колечки на пирамидку» и т. д. Важным приобретением речии мышления является формирующаяся на втором году жизни способностьобобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе,несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (куклабольшая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка).

Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественныепризнаки. Так, словом кх он мог обозначать и кошку, и меховой воротник.

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разныесвязи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольногои настольного театра).

Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматриваниясохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способныподдерживать диалог-воспоминание с взрослым о недавних событияхили вещах, связанных с их личным опытом: «Кто гулял?» — «Что видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаютсяпростые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а такжепредлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенокчаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняяего звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу.

Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым,в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишьна третьем году жизни. Ребенок в большинстве случаев после полуторалет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небноязычные (т, д, н), задние небноязычные (г, х). Свистящие, шипящиеи сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимыхребенком, встречаются крайне редко.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малышуронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся.

К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловныепредложения, а в конце второго года обычным становится использованиетрех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — тоесть «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, номогут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»

Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей,с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческиечувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался»,«жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровойдеятельности и самообслуживании.

Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того,как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу годаиз 2–3 действий) поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно»,«нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.

На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничествос взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. Приэтом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложенийс помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средствомобщения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит толькос близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

На втором году жизни между детьми сохраняется и развиваетсятип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют другс другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры(«Прятки», «Догонялки»).

Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще несформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемогопартнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его.Он активно протестует против вмешательства в свою игру.

Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, чтостоит рядом. Отобрав игрушку у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш просто бросает ее. Воспитателю следует пресекать подобные факты,чтобы у детей не пропало желание общаться.

Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметноигровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.

Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначалаосваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующимобразом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы могсесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.

На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый соседу для продолжения игры (кубики, колечки дляпирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, одинмалыш пытается «накормить, причесать» другого.

Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях.

Одним из главных приобретений второго года жизни можно считатьсовершенствование основных движений, особенно ходьбы.

Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться наспокойных занятиях.

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игровогоповедения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группераннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из200–300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, аречь самого малыша становится основным средством общения с взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом,не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.