Понедельник, 11.12.2017, 14:47
Приветствую Вас, Гость

Тематическое планирование

по экологическому воспитанию

детей в старшей группе

 

(самообразование)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                 Воспитатель: Шапорева М.Б.

 

 

 

 

Сентябрь

п/п

Тема

Задачи

Методы и приемы

Литература

 

 

1.

 

 

«Живое и не живое»

Учить детей различать живую и не живую природу, выделять их отличия и особенности.

Учить детей придумывать условные обозначения отдельных предметов и явлений живой и не живой природы.

1 Д/и «Рассели по домам». Дети «расселяют» по домам разложенные в произвольном порядке картинки с изображением объектов живой и не живой природы. Объясняют различия. Придумывание (с помощью воспитателя) условных знаков для обозначения живой и не живой природы.

2. П/и «Живое- не живое».

 

Л.В. Кукуева

Воспитание дошкольников через приобщение к природе.

 

 

2.

 

«Растения и животные»

Повести детей к пониманию, что все живое делится на растительный и животный мир.

Учить выделять главные отличительные признаки растений и животных.

1. Д/и «Рассели по домам».

 

2. Беседа на тему «Отличия растений от животных»

 

3. Д/и «Растение и живое».

 

Л.В. Кукуева

Воспитание дошкольников через приобщение к природе.

Взаимодействие с воспитателями

 

«Воспитание положительно отношения к природе»

Формирование у педагогов правильной организации чувственного восприятия природы.

 

Рекомендация

 

Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001.

Взаимодействие с родителями

 

 

«Всякий гриб в руки берут да не всякий в кузовок кладут»

Формировать у детей и родителей отличительные признаки съедобных и не съедобных грибов;

- первая помощь при отравлении.

 

 

 

Консультация

 

 

Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

Октябрь

п/п

Тема

Задачи

Методы и приемы

Литература

 

1.

 

«Что такое почва»

Познакомить детей с составом почвы (через опыты).

1Отгадывание загадки: «Этот дом для некоторых животных и растений корней. Что это такое?» (Почва)

 

2. Сравнение почвы, глины и песка.

 

3. Беседа «Для чего нам нужна почва?»

 

 

О.А. Воронкевич

Добро пожаловать в экологию

 

 

2.

 

«В гости к осени»

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в неживой природе осенью: дни становятся короче, ночи длиннее, часто идут моросящие дожди, дуют сильные ветры. Вспомнить последовательность смены времен года.

1.Отгадывание загадок.

 

2. Показ круговой диаграммы смены времен года.

 

3. Д/и «Что сначала, что потом».

 

 

О.А. Воронкевич

Добро пожаловать в экологию

Взаимодействие с воспитателями

 

«Безопасность и здоровье наших детей»

Формирование роли педагога ДОУ в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего целостное отношение к здоровью

 

Педсовет

 

Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001.

Взаимодействие с родителями

 

 

«Правила поведение людей в природной среде»

Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху.

 

 

Выезд на природу

дети, родители, воспитатели.

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

п/п

Тема

Задачи

Методы и приемы

Литература

 

1.

 

«Растения в центре природы или зимнем саду»

Познакомить детей с понятиями: светолюбивое, теневыносливое, засухоустойчивое, влаголюбивое комнатные растения, их отличительными признаками.

Учить различать комнатные растения, запоминать их названия.

Уточнить правила ухода за комнатными растениями.

Продолжать учить детей составлять модели условий жизни растений.

1Беседа о светолюбивых, теневыносливых, засухоустойчивых, влаголюбивых комнатных растений.

 

2. Рассматривание комнатных растений.

 

3. Составление моделей условий жизни комнатных растений.

 

 

Н.Н. Кондратьева

«Мы»

 

 

2.

 

«Деревья»

Расширять у детей знания и представления о деревьях.

Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.

1.Отгадывание загадок.

 

2. Чтение стихов.

 

3. Д/и «С какой ветки детки?».

 

Т.А. Шорыгина

Деревья какие они?

Взаимодействие с воспитателями

 

 

«Природа и человек»

Развивать творческий потенциал педагогов. Активизировать мыслительную деятельность воспитателей.

 

КВН

Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001.

Взаимодействие с родителями

 

 

«Экологическое воспитание в семье»

Формировать экологическую культуру в семье, помощь в сознании необходимости личного участия в экологической деятельности, знакомство с литературой по экологическому воспитанию.

 

 

Рекомендация

 

 

Горькова, Л.Г.

Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.

 

 

Декабрь

п/п

Тема

Задачи

Методы и приемы

Литература

 

1.

 

 

«Зубы, нос, уши»

Показать детям, как приспосабливаются животные к жизни на Земле, используя уши, зубы и нос.

1Беседа «Кому для чего нужны зубы».

- Что едят плотоядные животные?

- Какие у них зубы?

- Чем плотоядные животные отличаются от травоядных?

2. Показ иллюстраций разнообразных форм носов с объяснением, каким образом животные используют свои органы обоняния.

3. Д/и «Лиса и мыши».

 

 

Н.Н. Кондратьева

«Мы»

 

 

2.

 

«В гости к зиме»

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе зимой.

Вспомнить условные знаки, изображающие зимние явления.

1.Отгадывание загадок.

 

2. Рассматривания картины «Зимний пейзаж».

 

3. Д/и «Символы».

 

Н.Н. Кондратьева

«Мы»

Взаимодействие с воспитателями

 

 

«Игровые технологии в экологическом воспитании»

Использование разнообразных форм и методов работы. Один из методов – экологическая игра.

 

Консультация

Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001.

Взаимодействие с родителями

 

 

 

«Забота о пернатых»

Приобщение родителей к экологической культуре, воспитанию бережного отношения к птицам.

Привлечение родителей к совместному изготовлению дома с детьми кормушек.

 

 

Рекомендация

 

 

 

 

Январь

п/п

Тема

Задачи

Методы и приемы

Литература

 

1.

 

 

«Птицы зимой»

Учить группировать птиц: зимующие, кочующие и перелетные. Чем эти группы отличаются друг от друга?

Учить различать птиц по внешнему виду.

Приучать детей заботится о птицах зимой.

1Рассказ о разделение птиц на три группы: зимующие, кочующие и перелетные. Чес эти птицы отличаются друг от друга?

2. Д/и «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая эта птица отгадай-ка.

3. Беседа «Как помочь птицам зимой».

 

 

Т.А. Шорыгина

«Птицы.

Какие они?»

 

 

2.

 

«Дикие животные зимой»

Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, ихприспособление к зимнему периоду.

1.Самостоятельный рассказ детей по таблицам из серии «Жизнь зверей» с дополнениями воспитателя.

2. Демонстрация моделей маскировки (силуэты белого и серого зайца помещаются поочередно на белый и серый фон).

3. Беседа о приспособлении хищников к добыванию пищи.

 

Т.А. Шорыгина

«Домашние и дикие животные.

Какие они?»

Взаимодействие с воспитателями

 

 

«Игровые технологии в экологическом воспитании»

Использование разнообразных форм и методов работы. Один из методов – экологическая игра.

 

 

Консультация

Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001.

Взаимодействие с родителями

 

«Знакомство родителей с основными формами, методами и средствами физкультурно-экологической работы»

Выявить знания по проблеме экологии здоровья детей.

 

 

 

Родительское собрание

 

 

 

С.В. Чиркова

Родительские собрания в старшей группе детского сада. Старшая группа

 

Февраль

п/п

Тема

Задачи

Методы и приемы

Литература

 

1.

 

«Насекомые: кто они такие?»

Познакомить детей с одной из групп животных, которые живут во всех средах обитания,-насекомыми.

1 Рассказ о группе животных – насекомых (их многочисленность, распространение, строение).

2. Работа с карточками-заданиями: «Докажи, что это животное насекомое» (по количеству лапок).

3. прослушивание сказки (отрывок «Мухи Цокотухи» К. Чуковского). Обсуждение.

 

 

Т.А. Шорыгина

«Насекомые.

Какие они?»

 

 

2.

 

«Где и как зимуют насекомые»

Познакомить с метаморфозой насекомых.

Показать на примере насекомых, что зимой природа только замирает, чтобы весной возродится вновь.

1.Демонстрация стадий развития бабочки по иллюстрациям и рисункам.

2. Беседа «Где зимуют насекомые?»

3. Рисование насекомых.

 

Т.А. Шорыгина

«Насекомые.

Какие они?»

Взаимодействие с воспитателями

 

 

«Человек и природа»

Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

 

 

Педсовет

Горькова, Л.Г.

Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.

Взаимодействие с родителями

 

 

«Взаимосвязь человека с окружающей средой»

Приобщение семей к здоровому образу жизни

 

 

 

Беседа

 

 

 

Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

 

 

Март

п/п

Тема

Задачи

Методы и приемы

Литература

 

1.

 

«Многообразие растений земли»

Познакомить детей с многообразием растительного мира Земли, значением растений в природе и жизни людей.

1 Рассказ о многообразных растениях мира с демонстрацией слайдов, иллюстраций.

2. Беседа о значении растений:

- Для чего нужны растения людям?

- Какое значение для природы в целом имеют растения?

 

 

О.А.Воронкович

«Добро пожаловать в экологию»

Санкт Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС

2003

 

 

 

2.

 

«Зимние ветки»

Выяснить вместе с детьми, как приспосабливаются деревья к зимним холодам.

1. Рассматривание веток различных деревьев.

2. Рассказ о защите почек от зимних холодов.

 

 

О.А.Воронкович

«Добро пожаловать в экологию»

Санкт Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС

2003

 

Взаимодействие с воспитателями

 

 

«Повышение экологической компетенции педагогов»

Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии.

Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.

 

 

Брей - ринг

О.И. Давыдова

Л.Г. Богославец

А.А. Майер

Дошкольное образовательное учреждение

«Работа с родителями в детском саду»

Москва 2005

Взаимодействие с родителями

 

 

«Весна пришла птиц позвала»

Привлечение родителе к совместной деятельности с детьми, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке, углублять знания о птицах.

 

 

 

Изобразительная выставка

 

 

 

 

 

Апрель

п/п

Тема

Задачи

Методы и приемы

Литература

 

1.

 

«Части растения»

Познакомить со строением растения (из каких частей – органов оно состоит)

Учить детей приемам моделирования (составлять схему целого растения из частей, используя знаки-символы).

1Рассматривание частей комнатного растения.

2.Знакомство со знаками-символами органов растений.

3. Составления модели растения.

 

 

Н.Н. Кондратьева

«Мы»

 

 

2.

 

«Корень»

Выяснить значение корня для растения.

Познакомить детей с видоизменениями корней в связи с условиями внешней среды (мочковатый, стержневой, корнеплод).

Учить соотносить корни разнообразных растений с условными знаками-символами.

1. Рассказ о значении корня для растения.

2. Демонстрация гербариев, муляжи видоизменений корня в связи с условиями внешней среды.

3. Подбор условных знаков-символов в каждом виду коней.

 

 

О.А.Воронкович

«Добро пожаловать в экологию»

Санкт Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС

2003

 

Взаимодействие с воспитателями

 

 

«Дошкольник и экология»

Формирование педагогов у дошкольников культуры рационального природопользования.

 

 

Консультация

 

 

О.И. Давыдова

Л.Г. Богославец

А.А. Майер

Дошкольное образовательное учреждение

«Работа с родителями в детском саду»

Москва 2005

 

Взаимодействие с родителями

 

 

«Необходимость комнатных растений»

Познакомить родителей с многообразием комнатных растений, их пользе для человека.

Развивать чувство ответственности у детей за жизнь растения и способность к самостоятельному труду при уходе за растениями.

 

 

 

Консультация

 

 

 

Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

 

 

Май

п/п

Тема

Задачи

Методы и приемы

Литература

 

1.

 

«Лист»

Познакомить детей со значением листьев для растения и всего живого на Земле («кухня» растений находится в листьях: через них идет испарение, выделение кислорода).

Познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями внешней среды (лист-колючка, крупный лист, обычный лист).

1 Рассказ воспитателя о значении листьев для растений.

2. Опыт «Влияние испарения на процесс терморегуляции (влажная рука ощущает прохладу, так же и лист защищает себя от перегрева).

3. Беседа о выделении листьями газа, необходимого для всего живого на Земле.

 

Н.Н. Кондратьева

«Мы»

 

 

2.

 

«Посадка лука»

Подвести детей к пониманию того, что луковица – это видоизменённый побег, который имеет корень, стебель, листья в виде чешуи: внешнее – яркие и сухие, внутренние – мясистые.

Упражнять детей в правильных приемах посадки лукавицы.

1. Рассматривание под лупой внешнего и внутреннего строения луковицы (донце, верхушка, чешуя).

2. Посадка лукавицы в ящик с землей.

3. Знакомство с правилами полива лука, ухода за посадками.

 

 

 

Взаимодействие с воспитателями

 

 

«Организация летней оздоровительной работы»

Знакомство педагогов с разнообразными формами и методами работы. Один из методов экологические игры.

 

 

Рекомендация

 

 

О.И. Давыдова

Л.Г. Богославец

А.А. Майер

Дошкольное образовательное учреждение

«Работа с родителями в детском саду»

Москва 2005

Взаимодействие с родителями

 

 

«Совместная посадка огорода»

Приобщение родителей к вскапыванию и посадке огорода, знакомства детей с растениями, уходу за ними.

 

 

 

Практическая деятельность