Тематическое планирование
по экологическому воспитанию
детей в старшей группе
(самообразование)
Воспитатель: Шапорева М.Б.
Сентябрь |
№ п/п |
Тема |
Задачи |
Методы и приемы |
Литература |
1. |
«Живое и не живое» |
Учить детей различать живую и не живую природу, выделять их отличия и особенности. Учить детей придумывать условные обозначения отдельных предметов и явлений живой и не живой природы. |
1 Д/и «Рассели по домам». Дети «расселяют» по домам разложенные в произвольном порядке картинки с изображением объектов живой и не живой природы. Объясняют различия. Придумывание (с помощью воспитателя) условных знаков для обозначения живой и не живой природы. 2. П/и «Живое- не живое». |
Л.В. Кукуева Воспитание дошкольников через приобщение к природе. |
|
2. |
«Растения и животные» |
Повести детей к пониманию, что все живое делится на растительный и животный мир. Учить выделять главные отличительные признаки растений и животных. |
1. Д/и «Рассели по домам».
2. Беседа на тему «Отличия растений от животных»
3. Д/и «Растение и живое». |
Л.В. Кукуева Воспитание дошкольников через приобщение к природе. |
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Воспитание положительно отношения к природе» |
Формирование у педагогов правильной организации чувственного восприятия природы. |
Рекомендация
|
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. |
|
Взаимодействие с родителями |
«Всякий гриб в руки берут да не всякий в кузовок кладут» |
Формировать у детей и родителей отличительные признаки съедобных и не съедобных грибов; - первая помощь при отравлении. |
Консультация
|
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. |
Октябрь |
№ п/п |
Тема |
Задачи |
Методы и приемы |
Литература |
1. |
«Что такое почва» |
Познакомить детей с составом почвы (через опыты). |
1Отгадывание загадки: «Этот дом для некоторых животных и растений корней. Что это такое?» (Почва)
2. Сравнение почвы, глины и песка.
3. Беседа «Для чего нам нужна почва?»
|
О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию |
|
2. |
«В гости к осени» |
Уточнить представления детей о сезонных изменениях в неживой природе осенью: дни становятся короче, ночи длиннее, часто идут моросящие дожди, дуют сильные ветры. Вспомнить последовательность смены времен года. |
1.Отгадывание загадок.
2. Показ круговой диаграммы смены времен года.
3. Д/и «Что сначала, что потом».
|
О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию |
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Безопасность и здоровье наших детей» |
Формирование роли педагога ДОУ в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего целостное отношение к здоровью |
Педсовет
|
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. |
|
Взаимодействие с родителями |
«Правила поведение людей в природной среде» |
Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху. |
Выезд на природу дети, родители, воспитатели.
|
|
Ноябрь |
№ п/п |
Тема |
Задачи |
Методы и приемы |
Литература |
1. |
«Растения в центре природы или зимнем саду» |
Познакомить детей с понятиями: светолюбивое, теневыносливое, засухоустойчивое, влаголюбивое комнатные растения, их отличительными признаками. Учить различать комнатные растения, запоминать их названия. Уточнить правила ухода за комнатными растениями. Продолжать учить детей составлять модели условий жизни растений. |
1Беседа о светолюбивых, теневыносливых, засухоустойчивых, влаголюбивых комнатных растений.
2. Рассматривание комнатных растений.
3. Составление моделей условий жизни комнатных растений. |
Н.Н. Кондратьева «Мы» |
|
2. |
«Деревья» |
Расширять у детей знания и представления о деревьях. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение. |
1.Отгадывание загадок.
2. Чтение стихов.
3. Д/и «С какой ветки детки?». |
Т.А. Шорыгина Деревья какие они? |
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Природа и человек» |
Развивать творческий потенциал педагогов. Активизировать мыслительную деятельность воспитателей. |
КВН |
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. |
|
Взаимодействие с родителями |
«Экологическое воспитание в семье» |
Формировать экологическую культуру в семье, помощь в сознании необходимости личного участия в экологической деятельности, знакомство с литературой по экологическому воспитанию. |
Рекомендация
|
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. |
Декабрь |
№ п/п |
Тема |
Задачи |
Методы и приемы |
Литература |
1. |
«Зубы, нос, уши» |
Показать детям, как приспосабливаются животные к жизни на Земле, используя уши, зубы и нос. |
1Беседа «Кому для чего нужны зубы». - Что едят плотоядные животные? - Какие у них зубы? - Чем плотоядные животные отличаются от травоядных? 2. Показ иллюстраций разнообразных форм носов с объяснением, каким образом животные используют свои органы обоняния. 3. Д/и «Лиса и мыши». |
Н.Н. Кондратьева «Мы» |
|
2. |
«В гости к зиме» |
Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе зимой. Вспомнить условные знаки, изображающие зимние явления. |
1.Отгадывание загадок.
2. Рассматривания картины «Зимний пейзаж».
3. Д/и «Символы». |
Н.Н. Кондратьева «Мы» |
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Игровые технологии в экологическом воспитании» |
Использование разнообразных форм и методов работы. Один из методов – экологическая игра. |
Консультация |
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. |
|
Взаимодействие с родителями |
«Забота о пернатых» |
Приобщение родителей к экологической культуре, воспитанию бережного отношения к птицам. Привлечение родителей к совместному изготовлению дома с детьми кормушек. |
Рекомендация
|
|
Январь |
№ п/п |
Тема |
Задачи |
Методы и приемы |
Литература |
1. |
«Птицы зимой» |
Учить группировать птиц: зимующие, кочующие и перелетные. Чем эти группы отличаются друг от друга? Учить различать птиц по внешнему виду. Приучать детей заботится о птицах зимой. |
1Рассказ о разделение птиц на три группы: зимующие, кочующие и перелетные. Чес эти птицы отличаются друг от друга? 2. Д/и «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая эта птица отгадай-ка. 3. Беседа «Как помочь птицам зимой». |
Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» |
|
2. |
«Дикие животные зимой» |
Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, ихприспособление к зимнему периоду. |
1.Самостоятельный рассказ детей по таблицам из серии «Жизнь зверей» с дополнениями воспитателя. 2. Демонстрация моделей маскировки (силуэты белого и серого зайца помещаются поочередно на белый и серый фон). 3. Беседа о приспособлении хищников к добыванию пищи. |
Т.А. Шорыгина «Домашние и дикие животные. Какие они?» |
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Игровые технологии в экологическом воспитании» |
Использование разнообразных форм и методов работы. Один из методов – экологическая игра. |
Консультация |
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. |
|
Взаимодействие с родителями |
«Знакомство родителей с основными формами, методами и средствами физкультурно-экологической работы» |
Выявить знания по проблеме экологии здоровья детей. |
Родительское собрание
|
С.В. Чиркова Родительские собрания в старшей группе детского сада. Старшая группа |
Февраль |
№ п/п |
Тема |
Задачи |
Методы и приемы |
Литература |
1. |
«Насекомые: кто они такие?» |
Познакомить детей с одной из групп животных, которые живут во всех средах обитания,-насекомыми. |
1 Рассказ о группе животных – насекомых (их многочисленность, распространение, строение). 2. Работа с карточками-заданиями: «Докажи, что это животное насекомое» (по количеству лапок). 3. прослушивание сказки (отрывок «Мухи Цокотухи» К. Чуковского). Обсуждение. |
Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» |
|
2. |
«Где и как зимуют насекомые» |
Познакомить с метаморфозой насекомых. Показать на примере насекомых, что зимой природа только замирает, чтобы весной возродится вновь. |
1.Демонстрация стадий развития бабочки по иллюстрациям и рисункам. 2. Беседа «Где зимуют насекомые?» 3. Рисование насекомых. |
Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» |
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Человек и природа» |
Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры. |
Педсовет |
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. |
|
Взаимодействие с родителями |
«Взаимосвязь человека с окружающей средой» |
Приобщение семей к здоровому образу жизни |
Беседа
|
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. |
Март |
№ п/п |
Тема |
Задачи |
Методы и приемы |
Литература |
1. |
«Многообразие растений земли» |
Познакомить детей с многообразием растительного мира Земли, значением растений в природе и жизни людей. |
1 Рассказ о многообразных растениях мира с демонстрацией слайдов, иллюстраций. 2. Беседа о значении растений: - Для чего нужны растения людям? - Какое значение для природы в целом имеют растения?
|
О.А.Воронкович «Добро пожаловать в экологию» Санкт Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС 2003
|
|
2. |
«Зимние ветки» |
Выяснить вместе с детьми, как приспосабливаются деревья к зимним холодам. |
1. Рассматривание веток различных деревьев. 2. Рассказ о защите почек от зимних холодов.
|
О.А.Воронкович «Добро пожаловать в экологию» Санкт Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС 2003
|
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Повышение экологической компетенции педагогов» |
Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей. |
Брей - ринг |
О.И. Давыдова Л.Г. Богославец А.А. Майер Дошкольное образовательное учреждение «Работа с родителями в детском саду» Москва 2005 |
|
Взаимодействие с родителями |
«Весна пришла птиц позвала» |
Привлечение родителе к совместной деятельности с детьми, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке, углублять знания о птицах. |
Изобразительная выставка
|
|
Апрель |
№ п/п |
Тема |
Задачи |
Методы и приемы |
Литература |
1. |
«Части растения» |
Познакомить со строением растения (из каких частей – органов оно состоит) Учить детей приемам моделирования (составлять схему целого растения из частей, используя знаки-символы). |
1Рассматривание частей комнатного растения. 2.Знакомство со знаками-символами органов растений. 3. Составления модели растения.
|
Н.Н. Кондратьева «Мы» |
|
2. |
«Корень» |
Выяснить значение корня для растения. Познакомить детей с видоизменениями корней в связи с условиями внешней среды (мочковатый, стержневой, корнеплод). Учить соотносить корни разнообразных растений с условными знаками-символами. |
1. Рассказ о значении корня для растения. 2. Демонстрация гербариев, муляжи видоизменений корня в связи с условиями внешней среды. 3. Подбор условных знаков-символов в каждом виду коней.
|
О.А.Воронкович «Добро пожаловать в экологию» Санкт Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС 2003
|
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Дошкольник и экология» |
Формирование педагогов у дошкольников культуры рационального природопользования. |
Консультация
|
О.И. Давыдова Л.Г. Богославец А.А. Майер Дошкольное образовательное учреждение «Работа с родителями в детском саду» Москва 2005
|
|
Взаимодействие с родителями |
«Необходимость комнатных растений» |
Познакомить родителей с многообразием комнатных растений, их пользе для человека. Развивать чувство ответственности у детей за жизнь растения и способность к самостоятельному труду при уходе за растениями. |
Консультация
|
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. |
Май |
№ п/п |
Тема |
Задачи |
Методы и приемы |
Литература |
1. |
«Лист» |
Познакомить детей со значением листьев для растения и всего живого на Земле («кухня» растений находится в листьях: через них идет испарение, выделение кислорода). Познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями внешней среды (лист-колючка, крупный лист, обычный лист). |
1 Рассказ воспитателя о значении листьев для растений. 2. Опыт «Влияние испарения на процесс терморегуляции (влажная рука ощущает прохладу, так же и лист защищает себя от перегрева). 3. Беседа о выделении листьями газа, необходимого для всего живого на Земле. |
Н.Н. Кондратьева «Мы» |
|
2. |
«Посадка лука» |
Подвести детей к пониманию того, что луковица – это видоизменённый побег, который имеет корень, стебель, листья в виде чешуи: внешнее – яркие и сухие, внутренние – мясистые. Упражнять детей в правильных приемах посадки лукавицы. |
1. Рассматривание под лупой внешнего и внутреннего строения луковицы (донце, верхушка, чешуя). 2. Посадка лукавицы в ящик с землей. 3. Знакомство с правилами полива лука, ухода за посадками.
|
|
|
Взаимодействие с воспитателями |
«Организация летней оздоровительной работы» |
Знакомство педагогов с разнообразными формами и методами работы. Один из методов экологические игры. |
Рекомендация
|
О.И. Давыдова Л.Г. Богославец А.А. Майер Дошкольное образовательное учреждение «Работа с родителями в детском саду» Москва 2005 |
|
Взаимодействие с родителями |
«Совместная посадка огорода» |
Приобщение родителей к вскапыванию и посадке огорода, знакомства детей с растениями, уходу за ними. |
Практическая деятельность
|
|