Понедельник, 11.12.2017, 14:48
Приветствую Вас, Гость

Консультация для родителей "Правильная речь живет в каждом, кто заикается"

 Умение мужественно преодолевать
самого себя – вот что всегда казалось
мне одним из самых величайших дости-
жений, которыми может гордиться
разумный человек
Бомарше.

Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности речи, слитности, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев.

При таком сложном нарушении речи применяются различные комплексные средства воздействия. Одним из звеньев такого комплекса является щадящий речевой режим – “речевая диета” (режим ограничения речи), который поможет успокоить ребенка и создать условия для затухания неправильной речевой привычки. Общий щадящий режим прежде всего зависит от уклада жизни в семье. Это:

  1. Взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их отношения к детям;
  2. Отношение взрослых к речевому дефекту ребенку;
  3. Общий режим дня;
  4. Ограничение общения с детьми и взрослыми;
  5. Сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий;
  6. Организация досуга заикающегося ребенка.

Общие правила, которые необходимо соблюдать в семье:

1. Необходимо следовать четкому распорядку дня, который заключается в большем количестве часов для отдыха, дополнительных часах сна. Сон сохраняет нервные клетки от истощения, способствует снабжению их питательными веществами, кислородом и выведению из них продуктов обмена. В режиме дня заикающегося ребенка дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10–11 часов и 2 часов днем. Рекомендуется употреблять с пищей больше витаминов. В случаях нарушения сна, наличия страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, при стойком нарушении аппетита и т.д. ребенку необходима медицинская помощь.

2. Необходимо исключать яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездки, гости, посещения детских праздников, театров, разговоры по телефону, просмотр ТВ передач – особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие возрасту ребенка и просмотренные перед сном).

3. Не допускаются шумные игры (организовываются игры-молчанки, шепотные игры). Предпочтительнее заниматься лепкой, конструированием, аппликацией, чтением.

4. Речевое общение с родителями должно быть ограничено. Допускается вербальное общение в виде односложных ответов.

5. Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон, негромкий голос, интонированная и размеренная речь. Взрослые должны разговаривать между собой и детьми тихо, но четко, предъявляя единые и посильные требования к ребенку. На время, когда ребенок засыпает, нужно создавать спокойную обстановку.

6. В присутствии ребенка никогда не следует говорить о его речевом дефекте, чтобы у него не развился страх перед речью и чувство неполноценности, а если же он сам начинает говорить о своем заикании, то следует его успокоить и объяснить, что он просто еще не научился правильно говорить, что со временем научится и эти затруднения пройдут.

7. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

8. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду.

9. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

10. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.

11. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

12. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Не следует забывать, что речь взрослых является для ребенка образцом. Поэтому необходимо родителям следить за своей речью, так как ребенок подражает им и начинает говорить, также как они.

Итак, можно сделать вывод, что заикание – сложное комплексное заболевание, требующее разностороннего подхода к лечению. Преодоление заикания – путь нелегкий, сложный и трудоемкий процесс, но цель – достижима.

Специалистами разработана методика реабилитации лиц, страдающих заиканием. Эта методика хорошо отработана и может быть использована не только на занятиях под наблюдением логопеда, но и при самостоятельных занятиях с родителями. Методика основывается на принципе целостного функционирования как речевого аппарата, так и нервной системы человека.

При этом осуществляется следующее:

  • организация фонационного дыхания;
  • формирование навыков четкой артикуляции и произнесения;
  • формирование интонационной выразительности речи;
  • стабилизация темпа и ритма речи;
  • преодоление логофобии.

Очень важно своевременно отреагировать на проблему: пока у ребенка не закрепилась привычка заикаться, можно сравнительно легко преодолеть эту напасть, например, если вся семья перейдет на очень медленную и плавную речь.

 

 

Литература:

  1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
  2. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – М.:АСТ: Астрель, 2009.
  3. Резниченко Т. С. Чтобы ребенок не заикался. – Москва, Гном и Д, 2000.
  4. Селиверстов В. И. Заикание у детей. – Москва, Просвещение, 1972.
  5. Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2002.